Солнцезащитный крем, в составе которого есть оксид цинка, теряет большую часть своей эффективности и становится токсичным после двух часов воздействия ультрафиолетового излучения. Такие данные были получены учеными из Орегонского университета.

Токсичность оценивалась с использованием рыбок данио, которые имеют поразительное сходство с людьми на молекулярном, генетическом и клеточном уровнях. Результаты были представлены в журнале Photochemical & Photobiological Sciences.

Ученые создали пять смесей, содержащих УФ-фильтры, активные ингредиенты солнцезащитных кремов, из различных продуктов, доступных в США и Европе. Они также сделали дополнительные смеси из тех же ингредиентов, плюс оксид цинка в минимально рекомендованном для коммерческого использования количестве. Затем исследователи подвергли смеси воздействию ультрафиолетового излучения в течение двух часов и использовали спектроскопию, чтобы проверить их фотостабильность.

Ученые также изучили, не привело ли УФ-излучение к тому, что какая-либо из смесей стала токсичной для рыбок данио. Они обнаружили, что подвергшаяся воздействию УФ-излучения смесь без оксида цинка не вызывала какие-либо существенные изменения в рыбке.

Однако ученые увидели большие различия в фотостабильности и фототоксичности при добавлении частиц оксида цинка. При любом размере частиц оксид цинка разрушил органическую смесь и вызвал потерю более 80% защиты органических фильтров от ультрафиолетовых лучей А, которые составляют 95% УФ-излучения. Кроме того, продукты фотодеградации, вызванные оксидом цинка, привели к значительному увеличению дефектов у рыбок данио. Это говорит о том, что частицы оксида цинка приводят к разложению веществ, попадание которых в водные экосистемы опасно для окружающей среды.