В понедельник на брифинге после заседания кабинета министров Ираклий Гарибашвили заявил о готовности своей страны способствовать установлению мира и доверия между Ереваном и Баку. "Мы предлагаем нашим азербайджанским и армянским братьям наше посредничество и возможность использования Платформы, которую мы намерены создать в Тбилиси", - сказал премьер.

Глава правительства отметил, что Грузия заслужила право выступать с подобными инициативами, поскольку однажды уже справилась с миссией посредника. Гарибашвили напомнил о том, что в июне во многом именно благодаря его усилиям армянским и азербайджанским дипломатам удалось договориться о своеобразном обмене. Баку согласился освободить 15 армянских военнопленных, взамен Ереван передал часть имеющихся в его распоряжении карт минных полей.
“Наша страна как успешный посредник осуществила гуманитарную операцию. Это был беспрецедентный случай. За 30 лет с момента обретения независимости не было такого, чтоб Грузия становилась посредником между двумя соседними странами. Мы выполнили эту задачу успешно. И сейчас я предлагаю продолжить мирный процесс на более высоком уровне”, - пояснил Ираклий Гарибашвили.
Это предложение стало продолжением инициативы, с которой глава грузинского правительства выступил в субботу в Нью-Йорке. С трибуны 76-й сессии Генеральной ассамблеи ООН премьер Грузии заявил о намерении своей страны стать центром “мирной инициативы соседства” для обеспечения согласия и стабильности в регионе.
Первое, что бросается в глаза – предложение Гарибашвили очень похоже на идею шестисторонней Платформы мира, с которой в декабре выступил Реджеп Таип Эрдоган. А если иметь в виду факт того, что Грузия официально подтвердила нежелание участвовать в реализации затеи турецкого президента, становится очевидным, что Тбилиси по сути стремится вырвать инициативу у Анкары. Разница лишь в том, что Тбилиси в отличие от Анкары претендует еще и на роль посредника. Таким образом, Ираклий Гарибашвили, выступая со своей идеей, по сути перебегает дорогу Эрдогану.
Напомню, с предложением о создании Платформы регионального сотрудничества президент Турции выступил в Баку на военном параде. Ильхам Алиев поддержал идею двумя руками. Владимир Путин, если верить Эрдогану, тоже одобрил предложение. Поддержал начинание и Тегеран. Министр иностранных дел Ирана даже объехал столицы стран, с которыми вознамерился сотрудничать в рамках намечающегося шестистороннего формата. Правда, приветствовав инициативу создания такой платформы, Мохаммад Джавад Зариф назвал ее "идеей Алиева". Это подтверждает, что на самом деле мы имеем дело с планом Баку, а не Анкары. Эрдоган его только озвучивает.
Официальный Тбилиси изначально прохладно отнесся к азербайджано-турецкому плану "вращающейся вокруг Анкары" региональной Платформы. В то же время президент Грузии еще в феврале заявил о готовности выступить с собственной инициативой по созданию Кавказской платформы. Саломе Зурабишвили отметила, что Тбилиси способен вернуть себе репутацию города, объединяющего вокруг себя весь Кавказ. 4-го марта глава грузинского внешнеполитического ведомства Давид Залкалиани после переговоров со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу официально подтвердил отсутствие у Тбилиси какого бы то ни было желания участвовать в формате, предложенном Эрдоганом.
Там, где есть место России, нет места Грузии – пояснил министр. Вместо этого Залкалиани предложил идею создания трехсторонней региональной Платформы с участием Грузии, Азербайджана и Армении.
Ясно, что окончательно сформулированная руководством Грузии заявка на роль центра Кавказской платформы ставит под сомнение перспективы эрдогановского проекта. А между тем, сам Эрдоган активно демонстрирует оптимизм по поводу собственной затеи. В пятницу в интервью журналистам, сопровождавшим его в Нью-Йорке, президент Турции заявил, что сигналы, полученные из Еревана, позволяют рассчитывать на успех его предложений относительно формирования “шестисторонней Платформы”. Правда, Эрдоган сразу же поправил сам себя, назвав инициативу “Платформой пяти”. То есть, турецкий лидер уже смирился с тем, что Грузии в раскладе его пасьянса нет и не будет.
А между тем, для Армении отсутствие Грузии в разложенном Эрдоганом пасьянсе открывает окно определенных возможностей. Ну, во-первых, отказ Грузии участвовать в предложенном Турцией формате вооружает армянских дипломатов еще одним важным аргументом в пользу ущербности и неполноценности эрдогановской затеи. Ереван может смело заявить, что нет смысла рассчитывать на успех регионального формата, если в нем не участвует такой важный игрок, как Грузия. В то же время заявка Тбилиси на создание собственной Платформы сотрудничества позволит Еревану успешнее маневрировать, не сталкиваясь с обвинениями в торпедировании проектов региональной интеграции.
Нет сомнений в том, что для армянского премьера идея, озвученная грузинским коллегой, не стала сюрпризом. Скорее всего, инициатива была заранее согласована: Пашинян в начале подыграет Ираклию Гарибашвили, с тем, чтоб помочь ему самоутвердиться как внутри страны, так и за ее пределами. Ведь репутация миротворца и успешного посредника всегда способствует утяжелению политического капитала. Кстати посредническая миссия, проявившаяся в передаче недавнего послания Пашиняна Эрдогану, уже положительно сказалось на рейтинге Гарибашвили. Но на практике Ереван вряд ли позволит идее грузинского премьера воплотиться в жизнь.
В большие перспективы идеи, изложенной Ираклием Гарибашвили, верится с трудом. Оптимизму в этом вопросе мешает несколько обстоятельств. Ясно, что, отказываясь от участия в инициативе Эрдогана и выдвигая план создания собственной региональной Платформы, Грузия старается добиться вытеснения из процессов России, или хотя бы лишения ее монополии на роль посредника.
Но нужно ли это Еревану? Вряд ли. В Ереване осознают, что урегулирование армяно-азербайджанского конфликта без России невозможно. Заявка Грузии на роль, которую сегодня играет Россия - неубедительна. Не только потому, что есть основания сомневаться в способности Грузии быть беспристрастным посредником в силу ее энергетической зависимости от Азербайджана. Но главная причина, не позволяющая верить в успех инициативы Ираклия Гарибашвили, - это отсутствие у Грузии ресурсов для принуждения к исполнению достигнутых договоренностей. Нет сомнений в том, что такими ресурсами сегодня располагает только Россия.
Большой вопрос – а стоит ли Армении вообще задумываться об участии в новых форматах сотрудничества? Ведь совершенно очевидно, что мы пока не в том состоянии, чтоб противостоять попыткам соседей навязывать нам свои идеи. Если и есть вопросы, нуждающиеся в решении, то их лучше обсуждать на двустороннем уровне с участием посредников в лице уполномоченных на то мировым сообществом сопредседателей Минской группы. Так что, сколько бы Тбилиси и Анкара не спорили о том, чья Платформа круче, Ереван спешить с решениями не станет.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.