Министерство иностранных дел Азербайджана в четверг обновило так называемый "черный список". Речь о базе данных иностранцев, объявленных в стране нежелательными персонами из-за несогласованного с Баку посещения Нагорного Карабаха. На этот раз поводом стал визит в Степанакерт делегации французских политиков.

Возглавлял группу депутат Национальной ассамблеи Франсуа Пуппони. Вместе с ним в Степанакерте побывали мэр города Арнувиль Паскаль Долл и представители администрации города Сарсель – побратима карабахского Мардакерта. Французские гости прибыли в Степанакерт 14 сентября для участия в торжественной церемонии открытия Центра франкофонии имени поэта Поля Элюара. В Баку о визите вряд ли бы узнали, если бы сам Франсуа Пуппони не сделал об этом запись на своей страничке в Twitter. Последовала вполне предсказуемая реакция.
Глава пресс-службы азербайджанского МИД Лейла Абдуллаева заявила, что Пуппони, прославившийся "жесткой антиазербайджанской позицией", будет наказан – ему будет запрещен въезд на территорию Азербайджана. Не думаю, что самому господину Пуппони эта кара покажется суровой, потому как до сих пор он не изъявлял желания побывать в Баку. А вот в Степанакерте он бывал и прежде. Так что заявление госпожи Абдуллаевой о включении французского депутата в "черный список" выглядит даже немного странным. Уже почти шесть лет, как его имя значится в этом списке.
Примечательно, что в последнее время Карабах чаще посещают именно французы. С начала года в Степанакерте побывали депутаты Национальной ассамблеи, лидеры Социалистической партии, посланцы городов-побратимов, не говоря уже о множестве журналистов. Российские миротворцы препятствий им не чинили. Лишь раз возник неприятный инцидент, когда на блок-посте в Лачине французским гостям сказали, что аккредитации карабахского МИД-а для визита в Степанакерт может быть недостаточно. Правда, в течение суток проблема была решена и прибывшие из Парижа добрались до Карабаха.
Как известно, бакинские власти настаивают на том, что визиты иностранцев в Карабах должны быть ими санкционированы. У командования российских миротворцев на этот счет своего мнения нет и быть не может. Они лишь руководствуются текстом трехстороннего заявления от 9-го ноября, в котором ни слова не говорится об ограничении поездок иностранцев. Имея в виду это обстоятельство миротворцы и по сей день обеспечивают беспрепятственный доступ в Карабах иностранных граждан без какой бы то ни было дискриминации.
Тем не менее, министерство иностранных дел Нагорного Карабаха сочло необходимым уточнить порядка визитов в республику. В феврале парламентом были внесены изменения в соответствующий закон. Механизм предоставления въездных виз иностранцам несколько усложнился. Но он, конечно же, не предполагает какого-либо участия официального Баку. Просто, если раньше визу можно было получить на месте, то сейчас нужно заведомо направить запрос в постпредство Нагорного Карабаха в Ереване и ждать дня четыре. Возможно, эти четыре дня нужны для того, чтобы согласовать определенные детали с соответствующими службами российской стороны. Но никак не азербайджанской. Новый порядок себя в полной мере оправдал. Сотни побывавших за это время в Карабахе иностранных гостей, не нашли в действующем правиле ничего для себя обременительного.
Заметно, что болезненнее всего в Баку реагируют на визиты в Карабах россиян и иранцев. К примеру, в случае с поездкой в Карабах депутата Госдумы Виталия Милонова дело дошло до угроз. Парламентарий недавно признался, что по сей день получает посредством социальных сетей послания, в которых грозятся убить его лично и вырезать детей. Это, конечно, дело рук отдельных личностей, а не государства. Но общая атмосфера этому явно способствует.
Еще жестче в Азербайджане реагируют на посещение Карабаха иранцами, в частности жителями северных тюрконаселенных провинций страны, которых в Баку считают соотечественниками. Позавчера подтвердились сведения о задержании двоих иранских водителей, прежде бывавших в Карабахе. Кстати, оба они – этнические азербайджанцы. В отношении водителей обещают принять предусмотренные законом меры. Поясню, в уголовном кодексе Азербайджана есть статья, позволяющая гостивших в Карабахе иностранцев усадить за решетку аж на три года.
Но интересно, что Азербайджан в данном случае проявляет двойной стандарт. Российского футбольного комментатора Михаила Моссаковского, прежде также бывавшего в Карабахе и посмевшего недавно прилететь в Баку, всего лишь депортировали. А вот иранских водителей собираются преследовать уголовно. Хотя переступили они ту же самую статью азербайджанского закона. Ясно, что задержание иранцев – это всего лишь инструмент политического давления на Тегеран, кулуарные действия которого бакинским правителям в последнее время совсем не нравятся.
До сих пор было лишь несколько попыток уголовного преследования посещавших Карабах иностранцев. Помню четыре случая, когда за визит в Степанакерт иностранцев объявили в международный розыск. В случае с британскими археологами и депутатами Европарламента отказал Интерпол. А за четырех турецкими интеллектуалов, среди которых был бывший депутат меджлиса Мехмед Уфук Урас, заступилось аж турецкое правительство. Случай с Александром Лапшиным – единственный, когда Азербайджану удалось заполучить иностранца, обвиненного в незаконном посещении Карабаха. Но, как известно, завершилось это дело плачевно, прежде всего, для самого Азербайджана, которого Европейский суд по правам человека признал виновным в незаконных действиях и обязал выплатить компенсацию.
В Баку не готовы мириться с тем, что их требованиями пренебрегают. В начале года на одном из совещаний президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил: "Мы поднимали перед миротворцами вопрос о том, что без нашего разрешения иностранные граждане не могут посещать Карабах. Но, несмотря на это, к сожалению, им это позволяют. Но мы не будем молчать". Баку действительно не молчит. В начале недели министерство обороны обороны Азербайджана обратилось с письмами к военному ведомству России и командованию дислоцированных в Карабахе российских миротворческих сил. В письмах содержится настойчивый призыв - не допускать в Карабах граждан иностранных государств независимо от их этнического происхождения.
"Юридические и физические лица других стран и их транспортные средства не могут въезжать на территорию Азербайджана без согласия Азербайджанской Республики. Такие случаи являются нарушением законов нашей страны", - говорится в посланиях.
А между тем, в совместном заявлении от 9-го ноября совершенно четко прописано, что Азербайджан "гарантирует безопасность движения по Лачинскому коридору граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях". В тексте документа нет никакой дифференциации по признаку гражданства. В нем нет и намека на то, что доступ в Карабах граждан Армении возможен, а в случае с иностранцами – недопустим. Так что российские миротворцы, конечно же, и впредь будут руководствоваться требованиями трехстороннего заявления, а не законов Азербайджана. Об этом позволяет судить и комментарий министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Отвечая на вопрос о допустимости доступа в Карабах иностранцев и представителей политического руководства Армении, он отчетливо заявил: "Я не вижу причин, по которым нужно препятствовать контактам, осуществляемым на этом уровне". Думаю, этим все сказано.
В связи с этим возникает три уместных вопроса. Первый, сознавал ли президент Азербайджана, что подписывая 9 ноября совместное заявление, он нарушил законы Азербайджанской Республики. Ведь в тексте заявления говорится о том, что Баку "гарантирует безопасность движения по Лачинскому коридору граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях". Второй вопрос – почему граждане всех других государств, кроме Армении, подвергаются Азербайджаном такой вот дискриминации? Третье, почему российские миротворцы должны считать для себя приоритетными законы Азербайджана, а не требования трехстороннего заявления, если власти Азербайджана сами его подписали.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.