Создается такое впечатление, что, сконцентрировавшись на своей внутренней проблематике, армянское общество вообще перестало обращать внимание на то, что происходит на региональной политической арене. Образно говоря, за деревьями мы не видим леса. А ведь региональные процессы, которые в ближайшем будущем будут оказывать непосредственное влияние на весь Южный Кавказ (и, следовательно, непосредственно на Армению) не менее важны, чем то, что творится на внутриполитической арене.

Прошло время заигрывания с Западом

Причем если взаимоотношения Анкара-Баку — это отдельная статья, и их развитие не может не беспокоить не только армян, но и все страны региона (за этим общество более-менее следит), то изменения в Иране, событийная канва того, что происходит у нашего южного соседа в какой-то степени выпала из поля зрения экспертов.

А ведь там, в Иране ожидаются очень серьезные изменения внешнеполитического курса страны, поскольку новый, недавно избранный президент Ибрахим Раиси в какой-то степени является противоположностью своего предшественника – Роухани. Это – бывший руководитель судебной системы Ирана. В свою бытность заместителем генпрокурора страны получил прозвище "тегеранский мясник", поскольку был беспощаден к террористам, врагам нации и государства.

Именно в то время было подписано рекордное количество смертных приговоров, которые сразу же претворялись в жизнь. То есть уже сейчас можно предположить, что прежнего заигрывания Тегерана с Западом, чем прославился тандем Хасан Роухани – Джавад Зариф, отныне не будет. К власти пришел человек жесткий, сторонник религиозных и традиционных ценностей.

Весьма интересную деталь о новом иранском президенте раскрыл российский журналист-международник, эксперт по Ирану, Ближнему Востоку и Южному Кавказу Аббас Джума, который освещал иранские выборы. Оказывается, изначально для Ибрахима Раиси была предопределена роль наследника поста религиозного лидера страны. И после Али Хаменеи пост этот должен занять именно нынешний президент.

Поэтому, говорит Аббас Джума, Раиси отговаривали от участия в президентских выборах. Ведь президентский пост – он сложный и, в некотором роде, неблагодарный. Для политического деятеля есть большой риск уйти оттуда в политическое небытие. Однако Раиси с открытым забралом принимает вызов. Видимо, прошло время заигрывания Ирана с западными ценностями.

Для иранцев бескомпромиссный президент – это веление времени

Да и внешнеполитическая ситуация, в которой сейчас оказался Иран, требует бескомпромиссных, в какой-то степени даже жестких решений на геополитической арене. Ведь очевидно, что на венском переговорном плацдарме (там пытаются "разрулить" проблему касательно иранских "ядерных" договоренностей СВПД) что-то не "клеится". Американская дипломатия требует от Ирана неоправданных уступок, взамен не предлагая практически ничего.

Даже касательно жестких санкций, под которыми буквально изнемогает Тегеран, позиция Вашингтона, мягко говоря, неконструктивна. Госдеп США уже в открытую говорит о том, что более сотни санкций и вовсе не будут сняты. Но Иран все равно "должен", прямо-таки обязан вернуться в рамки "ядерного" соглашения.

И в этой ситуации заигрывания с западными странами на уровне президента или же министра иностранных дел ну никак не могут понравиться высшему религиозному руководству страны. Видимо, именно поэтому и оказался сейчас на президентском посту человек бескомпромиссный, готовый жестко отстаивать идеологические интересы своей страны. Видимо, для иранцев это – веление времени, поскольку изначально в победе Раиси практически не сомневались ни аналитики, ни эксперты-политологи.

Тем более, что в смысле геополитическом Иран тоже оказался в достаточно сложной ситуации. Одно лишь то, что на Южный Кавказ буквально прорывается натовская Турция говорит о многом - будут  серьезные проблемы на этом региональном плацдарме.

Сейчас от Раиси ожидают весьма жестких решений именно касательно турецкого партнера, утверждает Аббас Джума. Речь не о том, чтобы взять и поссориться или, к примеру, пригрозить с высокой трибуны. Речь о том, что необходимо внимательно следить и соответственно реагировать. Правда, в условиях конфронтации с арабским миром, например, в лице Саудовской Аравии и иже с ней, союз с Турцией, с Катаром, с движением "Братья-мусульмане" может выглядеть весьма соблазнительным и логичным.

Но это отнюдь не стратегический союз, уверен эксперт. Это союз тактический, поскольку в Тегеране понимают, что от Анкары – члена Североатлантического Альянса, можно ожидать чего угодно. Вплоть до удара ножом в спину, если это будет выгодно и, главное, безнаказанно.

Ирану нужна стабильная и предсказуемая Армения

За примером иранцам далеко ходить не нужно. Они же видят, как ведет себя Анкара в отношениях с Москвой. Вроде бы и в Сирии сотрудничают, даже зенитно-ракетные комплексы ЭС-400 купили, и экономические связи наличествуют (торговля, туризм, атомная станция Аккую), да и газопровод по дну Черного моря функционирует.

Однако наглое поведение Турции на Южном Кавказе, пантюркистские замашки нынешнего лидера Эрдогана, его желание "раскачать лодку" везде, куда дотянется – это беспокоит иранский политический истеблишмент. А бесконтрольное сближение Анкары с Баку, с которым у Тегерана свои сложности, понравиться уж точно не могут. Ведь Иран – откровенный сторонник стабильности и действующей системы противовесов в регионе, что невыгодно Турции.

Да и сепаратизм, к которому все чаще и чаще прибегает Эрдоган в качестве инструмента для осуществления своих далеко идущих планов и амбиций – для Ирана это серьезная угроза. Не зря Аббас Джума вспоминал последнюю карабахскую войну, когда вдруг выяснилось, что немало иранских азербайджанцев вдруг захотели принять участие в войне на стороне "своих братьев".

Помним же – были тогда в иранском Азербайджане большие митинги и демонстрации, которые Тегерану пришлось достаточно жестко подавлять. На самом деле сепаратизм для Ирана, наравне с терроризмом, является основной угрозой, утверждает эксперт. А Турция в этом плане, образно говоря, словно лейка, которая подпитывает ростки этого явления там, где ему выгодно. А в Иране выгодно…

Что же касается непосредственно Армении, то Иран нуждается в соседе предсказуемом, стабильном и надежном. И в этом плане желание Турции взорвать ситуацию как изнутри, так и снаружи, конечно же, не может нравиться иранскому политическому истеблишменту.

Упускать из поля зрения соседнюю страну, допустить, чтобы Армения раскололась, раздробилась - для Ирана это крайне невыгодно, утверждает Аббас Джума. Дестабилизированная Армения, под властью непонятно кого – это для Тегерана крайне важная тема. Ведь именно в таких ситуациях, именно в такие "окна" в регион могут просачиваться враждебные силы, которых у того же Ирана очень много.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.