Армения борется с коронавирусом уже четвертый месяц. Каждый день люди с замиранием сердца ждут статистику за прошедшие сутки, надеясь на сей раз увидеть не столь удручающие цифры. В стране с менее чем трехмиллионным населением выявлено уже более двадцати тысяч случаев инфицирования, вылечились более девяти тысяч человек. Умерли уже порядка четырехсот человек.

Казалось бы, за это время должен был быть налажен четкий механизм, схема, следуя которой граждане в случае выявления симптомов могли бы оперативно проходить тестирование и получить необходимую помощь. Однако на деле все далеко не так.

Соцсети в помощь

Социальные сети давно уже стали неотъемлемой частью современного человека, но на днях мы стали очевидцами того, как через них можно спасти своих близких. Пользователь Анаит Восканян под постом главреда МИА "Россия сегодня" и телеканала RT Маргариты Симоньян оставила комментарий с просьбой о помощи своим родным в армянском селе Акналич.

Симоньян, естественно, обратила на проблему внимание своих коллег из Sputnik Армения. Выяснилось, что на днях отец женщины был госпитализирован в крайне тяжелом состоянии, а у ее сестры и брата - Лилит и Саргиса Хачатрянов - двустороннее воспаление легких и сильная одышка, однако в госпитализации им отказывали.

Молодые люди находились под присмотром семейного врача, но им были необходимы внутривенные вливания препаратов и профессиональный уход. Местные медсестры отказывались приходить и проводить процедуры на дому из боязни заразиться. До "горячей линии" по вопросам коронавируса им также не удавалось дозвониться, а если и удавалось, то молодым людям советовали подождать.

"Нас как будто не существует, местные органы игнорируют наши жалобы и шарахаются как от прокаженных", – рассказала Лилит корреспонденту Sputnik Армения.

После вмешательства редакции и при помощи представителей Минздрава молодые люди все же дождались звонка из первичного звена здравоохранения, где, выслушав все жалобы, приняли решение об их госпитализации. Спустя некоторое время они уже находились в ереванском профильном медучреждении, где им провели тестирование.

У Саргиса был выявлен коронавирус и его увезли в другой медцентр. Тест Лилит оказался отрицательным, но с учетом ее состояния медики решили провести повторное тестирование. Если коронавирус все же будет обнаружен, то женщину отправят на домашнее лечение. Новость хорошая, но ее, опять же, некому будет лечить.

Звонок как спасательный круг

В редакцию Sputnik Армения обратилась девушка (из соображений приватности ее имя называться не будет), рассказавшая, что ее 63 отец с подтвержденным коронавирусом находится в тяжелом состоянии. У мужчины двухстороннее воспаление легких, сильная одышка, крайняя слабость. В госпитализации ему при таком "букете" все равно отказывали, мотивируя отсутствием мест в медцентрах.

Девушка просила о помощи: по ее словам, отец уже не мог самостоятельно дышать и терял сознание. Ситуацию удалось исправить опять же благодаря вмешательству нашей редакции и при содействии представителей Минздрава, мужчину в тяжелом состоянии оперативно перевезли в триаж-центр в тяжелом состоянии, где провел в ожидании места в профильной больнице более десяти дней. Все это время он находился под присмотром врачей.

22 июня его все же перевезли в ковид-центр, но уже в крайне тяжелом состоянии. Сейчас мужчина борется за жизнь. У его дочери также выявлен коронавирус, однако девушка лечится дома, поскольку болезнь протекает бессимптомно. Она очень надеется, что папа выздоровеет, но врачи благоприятных прогнозов пока не дают.

Последняя надежда - журналист

Сотрудник редакции и сам попросил помочь семье его сестры. Он рассказал, что у женщины подтвержден коронавирус. Она получает лечение дома, поскольку болезнь протекает бессимптомно, но успела заразить всех домочадцев. У большинства проявляются типичные симптомы – температура, мышечная боль и потеря обоняния.

Больше всех она беспокоилась о муже - 37-летнем Артавазде Казаряне. Несмотря на то, что у мужчины аритмия и высокая температура, в поликлинике отказывались давать направление на тестирование. Мол, молод и ничего страшного с ним не случится. Семья несколько раз вызывала "скорую помощь", но врачи лишь пожимали плечами – мол, извините, помочь ничем не можем. Единственный совет - звонить на "горячую линию", где, естественно, не отвечали. А когда мужчина стал кашлять кровью, женщина в панике обратилась к брату за помощью.

После вмешательства редакции и вновь при содействии Минздрава мужчина все же был доставлен в триаж-центр, где ждал результата теста, получал необходимое лечение и под присмотром медиков ждал освобождения мест в медцентрах. Мужчина выписался из триаж-центра через неделю, его второй тест оказался отрицательным, но в профилированное медучреждение так и не был доставлен.

Во всех трех случаях с редакцией сотрудничала пресс-служба Минздрава, которая пыталась максимально быстро отреагировать на все сигналы.

Но, по сути, все три истории указывают на то, что "тормозит" первичное звено здравоохранения - поликлиники и семейные врачи, которые находятся в ведении органов местного самоуправления. Уже сегодня можно констатировать – к диагностике и лечению пациентов с COVID-19 они не готовы.

Людям приходится очень долго ждать своей очереди на тестирование, направления в специализированные заведения, а их состояние тем временем постепенно ухудшается. Журналисты в замешательстве ищут ответственных, чтобы ускорить процесс и не дать умереть человеку.

Это в свою очередь осложняет работу медиков в профилированных заведениях, поскольку пациенты поступают с осложнениями и лечение требует больших усилий и времени. Но самое страшное - состояние людей, у которых нет знакомых журналистов или медиков. Они заперты в своих домах и их "отфутболивают" не только чиновники, но и медики, которые давали клятву "не навреди".

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.