Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в последнее время активно искал, куда бы приткнуть головорезов, которые после освобождения сирийского Идлиба грозились перебросить свои семьи на турецкую территорию. Подарочек, прямо скажем, так себе. Поэтому Анкара двумя руками ухватилась за возможность перетасовать их в Ливию…

Европа желает нефти с газом, но боится африканских беженцев из Ливии

В народе принято считать, что у семи нянек дитя без глазу. Видимо, именно по этой причине не удается мировому сообществу урегулировать кризис и гражданскую войну в Ливии. У слишком большого числа самых активных игроков на международной арене имеются свои соображения, интересы и видение будущего этой многострадальной страны, фактически потерявшей государственность после убийства ее национального лидера Муаммара Каддафи.

Интересы иностранных государств в Ливии отнюдь не ограничиваются нефтью и газом, на которые богата ливийская земля. Есть там и серьезные геополитические соображения.

Обширные залежи энергоносителей, нефти и газа, которыми владеет Ливия, конечно же, вполне могут стать настоящим яблоком раздора. Ведь располагающаяся близко к Европе страна по запасам нефти занимает девятое место в мире. Правда, залежи "черного золота" находятся в районах, достаточно отдаленных от средиземноморского побережья страны, в южных регионах. Однако когда и кого это останавливало?

Зато залежи природного газа, которые были обнаружены десять лет назад, находятся в ливийском прибрежном шельфе. И это настолько соблазнительный "кусок пирога" для европейских стран, что было бы странно, если бы в судьбу государства не попробовали вмешаться европейцы. Но и это далеко не все.

Главным фактором, заставляющим даже через силу активизировать достаточно пассивную внешнюю политику европейских стран, выступает иная опасность: контроль над транзитом африканских беженцев в Европу может оказаться в руках у Турции. От одной мысли об этом у европейских лидеров, видимо, подгибаются колени, и они пускаются во все тяжкие. В принципе, ситуация понятна.

Анкара и так имеет возможность оказывать серьезное давление на европейские столицы. Все время угрожает тем, что "откроет шлюз" и порядка пяти миллионов беженцев, скопившихся на турецкой территории, вдруг получат возможность хлынуть в Европу. А тут может случиться так, что и второй "африканский беженский коридор" вдруг окажется под контролем турок.

Козырные карты в руке "пантюркистски" настроенного Эрдогана

Правда, позиция самой Турции обусловлена не только наличием энергоносителей, хотя от возможности наложить на них лапу Анкара ни в коем случае не отказалась бы. Свидетельством тому служит агрессивный вектор турецкой дипломатии в кризисе, возникшем вокруг прибрежных шельфовых залежей близ острова Кипр, в ходе которого турки рискуют в пух и прах разругаться не только с Грецией и Египтом, но и с Израилем.

И даже не возможностью подмять под себя еще и второй, африканский "беженский транзит" в Европу, хотя в этом случае рычагов давления на развитые европейские страны, в первую очередь на Германию, у турок становится в разы больше, и от такого шанса турецкий лидер Эрдоган ни в коем случае не отказался бы.

Есть во всем этом и тайная, тщательно скрываемая турецкой дипломатией перспектива уже не только геополитического, но и идеологического свойства. Анкара надеется серьезно помочь "Братьям мусульманам" (запрещенная в России организация. - ред.) прийти к власти в обескровленной и разобщенной Ливии. А это будет означать, что влияние "пантюркистски" настроенного турецкого лидера резко усилится во всем центральном Средиземноморье.

К этому Эрдоган стремится всегда и свою внешнюю политику выстраивает, исходя в первую очередь из этих интересов. Но поскольку своим не очень великим потенциалом (как политическим, так и военным) турецкий лидер разбрасывается между левобережьем Евфрата, Идлибом и Ливией, возникает резонный вопрос: не надорвется ли турецкий лидер?

В итоге может получиться и так, однако на данный момент в ливийском пасьянсе на руках у Эрдогана есть серьезные карты. И в первую очередь – уже подписанный Триполи и Анкарой совместный меморандум о разграничении морских зон и военном сотрудничестве. И возможность перебрасывать из сирийского Идлиба в Ливию самые отмороженные, откровенно террористические группировки. Тут они будут воевать за интересы Турции, находясь подальше от идлибской провинции, где все уже подходит к концу.

Речь идет о боевиках, которые вместе с семьями (порядка 300 тысяч душ), в итоге все равно будут рваться на турецкую территорию. Посему возникновение ливийского плацдарма в этом плане стало для Эрдогана спасением.

Анкара не рискнет увеличить свои кадровые части в Ливии

Как бы то ни было, уже понятно, что две с половиной тысячи боевиков, переброшенных из Идлиба, и семьдесят турецких кадровых офицеров – то ли инструкторов, то ли спецназа – по большому счету на конечный результат ливийского кризиса отнюдь не повлияют. Станет ли и дальше Анкара накаливать ситуацию и наращивать присутствие своих кадровых частей в стране, станет ясно позже, после ожидаемой 19 января Берлинской конференции.

Складывается впечатление, что турки просто приревновали к военно-политическим успехам России в Сирии. В принципе Анкаре вполне может показаться, что по примеру Москвы можно сейчас "прокрутить" ту же сирийскую комбинацию на ливийском плацдарме.

Скажем, с привлечением небольшого контингента вооруженных сил суметь подмять под себя всю ситуацию в раздробленной во всех смыслах стране. Однако ситуация совершенно другая. Хотя бы потому, что Россия, укрепившая за последние пять лет свои позиции в регионе, не даст никому — и в первую очередь Турции — вести себя в Ливии так, как она поступила в случае с Сирией.

Да и потенциала у Анкары не хватит ни на политико-дипломатические, ни на военные решения вопросов. Тем более, что против Турции, в отличие от действий России в Сирии, Европа выступит единым фронтом, о чем, собственно, и свидетельствует организуемая Германией международная конференция.

Одно лишь перечисление приглашенных на саммит стран уже впечатляет: Россия, США, Китай, Великобритания, Италия, Франция, Турция, Египет, Алжир, ОАЭ. А также представители ООН, ЕС, Африканского союза и Лиги арабских государств. Уже известно, что лично присутствовать на конференции намерен и президент России Владимир Путин, который уже договорился о какой-то конкретике с канцлером Германии Ангелой Меркель.

Присутствовать там будут и главные акторы — премьер Правительства национального согласия (ПНС) Ливии Файез Саррадж, командующий Ливийской национальной армией (ЛНА) маршал Халифа Хафтар, а также возмутитель спокойствия Эрдоган, который, собственно, рискует попасть под перекрестный огонь как европейцев, так и всех остальных участников. Ведь для этого одного лишь кризиса, вызванного Анкарой вокруг Кипра, уже достаточно.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.