Призовет ли президент Турции к ответу Россию или Соединенные Штаты, зависит от того, кто предложит лучшие условия для сотрудничества. В гости к Трампу Эрдоган все-таки решился поехать - визит назначен на 13 ноября. С Путиным же пока он поговорит лишь по телефону.

Сказки дядюшки Трампа уже не работают

Изначально было понято, что на сирийских территориях, которые турецкая армия успела оккупировать, в ближайшее время охота на ведьм будет в полном разгаре.

Турецкие спецслужбы и армейская разведка будет вести охоту на вооруженные формирования SDF, которые большей частью состоят именно из курдов. Их турки и боятся, как огня, поскольку понимают: американцы еще долго будут маячить за сирийским горизонтом, подпитывая своих союзников-курдов вооружением с боеприпасами и финансами. Лишь бы напряженная ситуация в Сирии вдруг, в одночасье, не обернулась полноценным затишьем и переходом вооруженных процессов в политическое русло.

Сейчас складывается такая ситуация, что чем дольше будет длиться взрывоопасная ситуация на левобережье Евфрата, тем больше шансов у Вашингтона не выводить отсюда свои войска. И дело вовсе не в опасности, которую представляют из себя разрозненные осколки ИГ (организация, запрещенная в России и ряде других стран).

Это всего лишь повод для того, чтобы держать под контролем американского спецназа самые богатые нефтяные поля. Вашингтон говорит прямо и открыто - американцам нужна нефть, при помощи которой они надеются финансировать сирийскую так называемую "умеренную" оппозицию. И не из собственного кармана, а именно за счет местных энергоносителей.

Однако вечно подобная ситуация длиться не может - нефть из богатейших месторождений, к примеру, Дейр эз-Зора и Ат Танфа, нужна самому Дамаску. Именно благодаря нефти законное руководство страны надеется начать процесс восстановления экономики, разрушенной войной инфраструктуры, жилого фонда. Ведь несколько миллионов беженцев, убежавших от войны и террористов, скоро начнут возвращаться на родину, и им нужно где-то жить.

Уже очевидно, что навечно американцы за нефтяные месторождения левобережья Евфрата не зацепятся – скоро придется уходить с территорий, в которые они вторглись незаконно, без какого-либо мандата.

Анкара боится курдов, как огня

Но окончательно уходить с сирийской территории не с руки и Турции. Во-первых, налицо курдский фактор, которого в Анкаре в любом случае боятся как огня. Ведь 30 километров вглубь сирийской территории – это явно не те масштабы, чтобы тот же Эрдоган чувствовал себя гарантированным от контактов сирийских и турецких курдов.

А ситуация на юго-востоке самой Турции не такая безоблачная, как хотелось бы турецкому лидеру. Держать под контролем ситуацию в Сирии все труднее, поскольку некоторые курдские боевые формирования вовсе не настроены на сотрудничество с официальным Дамаском.

Если их сильно прижмут - а совместное патрулирование вдоль всей сирийско-турецкой границы именно это и предполагает, – то придется из этих районов уходить. Куда? Напрашивается лишь один ответ – на север, на турецкую территорию. А они там сидеть тихо не будут.

У Анкары есть горький опыт борьбы с курдскими партизанскими формированиями, старающимися обеспечить себе максимальную независимость от Анкары. Причем на восточных турецких территориях уже давно речь идет не просто о какой-то автономии, а о конкретном независимом государстве. В Анкаре понимают, что после неудачной попытки сделать такое в Сирии, сейчас на очереди именно Турция.

Это все в комплексе Эрдогана действительно беспокоит. И одной лишь зоной безопасности вдоль всей сирийско-турецкой границы вопрос не решается. Это был всего лишь максимум того, чего удалось добиться Эрдогану в трудных переговорах с Россией и США.

Но на территории самой Турции курдский вопрос лидеру страны придется решать самостоятельно. И вопрос этот будет стоять тем более остро, если вдруг получится так, что турецкая армия полностью уйдет из Сирии. А делать это придется в тот самый момент, как сирийскую территорию покинет последний американский спецназовец. Ведь объяснение Трампа касательно того, что спецназовцы США охраняют от боевиков в сирийскую нефть, не поддается никакой критике.

Игра на опережение

Уходить придется в ближайшее же время. Тем более, за дело взялись дипломаты России и Сирии - в совместном заявлении, опубликованном на официальном сайте Минобороны РФ написано следующее: "Призываем все мировое сообщество оказать давление на США, продолжающие нарушать нормы международного права своим присутствием на незаконно оккупированных сирийских территориях, и обязать их полностью вывести войска из суверенной Сирийской Арабской Республики". Это значит, что в ближайшее же время следует ожидать серьезных дипломатических разборок, к примеру, на уровне Совета Безопасности ООН.

Можно представить, как будут объяснять свое дальнейшее присутствие в суверенной Сирии американские дипломаты. Да еще в присутствие турецких дипломатов. Тем более, буквально на днях сирийские курды из отрядов SDF оговорились, что вновь начинают сотрудничать с западной антитеррористической коалицией, которую и возглавляют США.

Понятно, что о чем-то подобном попытаются 13 ноября договориться Трамп с Эрдоганом в Вашингтоне. Однако придется умудриться объяснить все так, чтобы было приемлемо для мирового сообщества, в присутствии представителей России, Ирана и самой Сирии.

Другое дело, что какой-то момент сама Турция может дать "задний ход" именно в силу всех вышеперечисленных обстоятельств. Ведь уход западной антитеррористической коалиции (в реальности – американского спецназа) будет означать, что следующей в очереди будет стоять именно турецкая армия.

Именно поэтому Эрдоган пытается сыграть на опережение. Он одновременно обвиняет и Москву и Вашингтон в том, что они не обеспечили выполнение условий договоренностей, не очистили полностью зону безопасности от курдов.

А до визита в Вашингтон у Эрдогана предстоит достаточно тяжелый телефонный разговор с российским президентом Путиным. Тогда все и прояснится.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.