Никол Пашинян вновь выступил в прямом эфире на тему Арцаха, озвучив ряд достаточно примечательных заявлений. Вместе с тем в очередной раз не прозвучало даже намека на концептуальный подход и ответа на вопрос: есть ли у властей Армении четкая и продуманная позиция, предусматривающая урегулирование проблемы с точки зрения жизненно важных интересов армянского народа и армянской государственности? Пойдем, так сказать, попунктно.

ВО-ПЕРВЫХ, НИКОЛ ПАШИНЯН заявил, что представления властей Армении и Нагорного Карабаха относительно решения карабахского конфликта идентичны (все цитаты приводятся в переводе Sputnik Armenia. - "ГА"). При этом он сообщил, что часто проводит обсуждения с Бако Саакяном, отметив, что в рабочих вопросах могут быть разные подходы, но это нормально: результат этих обсуждений - понимание того, что необходимо достичь качественного решения вопроса.

Это важное заявление во многих смыслах, и хотелось бы не сомневаться в искренности Пашиняна. В то же время настораживает выражение "качественное решение": проблема вновь упирается в то, что именно понимают под словом "качественное" в данном контексте власти Армении.

Дальше премьер в очередной раз посетовал на порочащие его слухи. Дескать, еще в прошлом году политические оппоненты запустили слухи о том, что Пашинян "сдает Карабах". "Когда время продемонстрировало абсурдность этих слухов, в обращение ввели тезис о том, что поскольку я втянут в заговор против Карабаха, то вот, по всей вероятности, есть договоренность сдать Карабах путем войны", - напомнил он, добавив, что поручил СНБ разобраться, откуда идут эти слухи и кто их преднамеренно распускает. О результатах проверки премьер не сообщил.

То ли Никол Пашинян действительно не понимает, то ли делает вид, что не понимает, но очевидно одно: все слухи, сплетни, "заговоры" и пр. проистекают от одного бесспорного и уже набившего оскомину факта: власти Армении до сих пор не изложили народу собственное видение дипломатического решения вопроса Арцаха. Более того, противоречивые заявления, так или иначе, выгодные властям на том или ином временном отрезке, создают еще более благоприятную почву для возникновения и тиражирования такого рода слухов, и обижаться премьеру нужно только на самого себя. Стоит ему один раз выйти в прямой эфир и сказать нечто более вразумительное, нежели абсурдный постулат "решение должно быть приемлемым для всех трех сторон конфликта", и эта почва для информационных "провокаций" как минимум сузится.  

НИ РАЗУ НЕ БЫЛО ТАКЖЕ ИЗЛОЖЕНО, каким в понимании властей РА может быть это удовлетворяющее всех решение. Наоборот, эксперты обоснованно и многократно доказывали невозможность подобного варианта. Даже Алиев четко ответил Пашиняну, объяснив, какое решение приемлемо для него. Но Никол Пашинян продолжает говорить о приемлемом для всех, не разъясняя народу, в чем противоречие его подхода с подходом Азербайджана. И на этом фоне он хочет избежать слухов, сплетен, критики экспертов и разговоров на обывательском уровне? 

Между тем, по словам премьер-министра, в оборот вводится третий тезис, согласно которому переговоры зашли в тупик, в результате людей стали пугать войной. "Конкретно с этой целью принимаются бюджеты, ведется пропаганда и так далее", - сказал Пашинян. Не конкретизировав, для чего "принимать бюджеты" для запугивания народа, который и без того живет под постоянной угрозой войны, а чуть более трех лет назад столкнулся с реальной войной в ее самом жестоком проявлении. Далее Пашинян отметил, что в переговорном процессе есть "интересная динамика". "Я оптимист и думаю, что эта динамика продолжится", - заявил глава правительства. И заговорил о стратегии армянских властей в карабахском вопросе.

"Заговоры исключаются. Потому что карабахский вопрос - это не мой вопрос и не вопрос какой-либо группы лиц. Карабахский вопрос - это общенациональный вопрос. Я говорил, что любое решение карабахского вопроса должно быть приемлемым для народов Армении, Карабаха и Азербайджана", - отметил Пашинян, добавив, что его основная задача - за столом переговоров найти решение, приемлемое для армянского народа. "Если этот вариант будет найден, то он будет представлен народу и вынесен на всеобщее обсуждение", - сказал далее Никол Пашинян, подчеркнув, что, если будет необходимо, можно провести референдум.

Тут опять возникает вопрос: понимает ли премьер значение слова "стратегия", ибо в его словах нет ровным счетом ничего напоминающего стратегическое видение вопроса?  Надо ли понимать под таковым решение, "удовлетворяющее все стороны", тоже непонятно. В сухом остатке остается намек на возможность референдума, ради которого, вполне возможно, и был затеян данный "лайв".

ВОПРОС РЕФЕРЕНДУМА в контексте Арцаха заслуживает детального экспертного анализа. Мы пока ограничимся лишь парой констатаций, лежащих на поверхности. 

Во-первых, где будет проведен возможный референдум - в Армении, в Арцахе или на территории обоих армянских государств? Отметим, что в НКР референдум уже проводился, причем, по сути дела, дважды - в 1991 (по вопросу независимости) и 2006 годах (при принятии Конституции). Ответ в обоих случаях был абсолютно четкий и однозначный.

Во-вторых, Конституция РА содержит в себе лишь понятие референдума, но не плебисцита, то есть его итоги, по логике, должны иметь обязательный характер. Решение по итогам должно принять Национальное Собрание. Но есть одно "но": фракции или одна из фракций НС может обратиться по этому вопросу в Конституционный суд. Данный дискурс заслуживает отдельного разговора, однако, по сути дела, вся возня властей вокруг КС и стремление подчинить себе этот орган фактически обретают новое звучание и новый подтекст.

В-третьих, само понятие голосования - будь то выборы или референдум - настолько извращено в Армении, что результат в любом случае будет воспринят с сомнениями. А оставшийся неизменным состав руководства ЦИК РА на фоне повальной смены кадров наводит на мысль о том, что фальсификации еще вполне могут понадобиться властям. И кто поручится, что не в вопросе Арцаха?

В-четвертых, многолетняя идеологическая близость Никола Пашиняна к Левону Тер-Петросяну, а также тот факт, что после прихода к власти он окружил себя соратниками первого президента, всегда будут давать весомые основания подозревать Пашиняна в том, что он стремится реализовать именно тер-петросяновский подход в вопросе Арцаха.

НИ ОДИН ИЗ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ТЕЗИСОВ - а перечень легко продолжить - не может быть проигнорирован при надлежащем серьезном подходе к важнейшей для армянского народа проблеме. Да, у прежних властей тоже не было четко разработанной концепции урегулирования. Но они по крайней мере обозначали те красные линии, переход за которые был недопустим. Например, о неприемлемости вертикальных отношений между Степанакертом и Баку или о   невозможности возвращения Арцаха в состав Азербайджана.

Нынешние власти ни разу не заявляли подобного. Если внимательно вчитаться в их заявления, то можно заметить, что они редко упоминают даже право Арцаха на самоопределение. Взамен постоянно говорится о решении, удовлетворяющем всех. Взамен в популистских целях провозглашается тезис "Арцах - это Армения, и точка", без учета возникающих в связи с этим серьезнейших проблем. Но если Арцах - это Армения, и точка, о каком устраивающем Баку решении постоянно твердят власти?

На днях министр обороны Давид Тоноян абсолютно четко заявил, что вопрос Арцаха решен. Он прав в том, что касается его части: армянская армия, наши военные давно решили этот вопрос на поле боя. Армянской дипломатии нужно было лишь закрепить эту победу на своем фронте. 25 лет барахтаний и тягомотины привели нас сегодня к ситуации, когда руководство РА мечется между силками собственного популизма и капканом реалий, будучи не в силах, дабы положить конец всевозможным слухам, сплетням и "бюджетным" пропагандистским кампаниям, ответить на один простой вопрос: каким оно лично видит урегулирование вопроса?

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.