Следствие по делу об узурпации власти в Армении, в рамках которого задержан бывший высокопоставленный чиновник парламента, а экс-спикер допрошен, вызвало неоднозначную реакцию со стороны ряда наблюдателей, полагающих, что дело "хромает" в правовом смысле, аргументы следствия слишком слабые, а в политическим плане дело попахивает попытками исполнительной власти окончательно подмять под себя судебную систему.

Ранее сообщалось, что Специальная следственная служба 17 октября возбудила уголовное дело на основании сообщений депутата парламента Армана Бабаджаняна в Генпрокуратуру об "узурпации власти группой лиц". Заявление касается действующего главы Конституционного суда Армении Товмасяна, законность пребывания которого в этой должности и оспаривает парламентарий. Оппоненты Товмасяна считают, что глава КС вступил в эту должность с помощью мошеннических схем. В частности новая Конституция устанавливает 6-летний срок полномочий председателя без права на переизбрание. И так получилось, что за 20 дней до вступления в силу новой Конституции Грайр Товмаян был избран председателем КС по старой версии Основного закона, что дает ему возможность остаться на посту до 2035 года.

В рамках этого дела экс-заместителю руководителя аппарата парламента Арсену Бабаяну предъявлено обвинение по части 1-ой статьи 300-ой (соучастие в узурпации государственной власти) и по части 1 статьи 314 (внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений или записей) уголовного кодекса Армении. Экс-спикер парламента Ара Баблоян проходит по этому делу в качестве подозреваемого.

По мнению адвоката, эксперта в области европейского права Ара Казаряна, статья об узурпации государственной власти слишком слабая в плане конкретики. Она никогда не применялась, а отсутствие правоприменительной практики затрудняет понять, кто должен подпадать под действие этой статьи, а кто – нет.

"Статья была принята в уголовном кодексе в марте 2009 года по требованию Совета Европы. С тех пор она не применялась. К тому же у нас нет фактуры под рукой. Нельзя однозначно сказать, были ли нарушения, а если да, то какие именно", — сказал Казарян в интервью Sputnik Армения.

Отсутствие доктринальной интерпретации к статье, со слов юриста, ставит в довольно трудное положение судей и следователей.

Если провести параллели с европейской правоприменительной практикой, то там понятие "узурпация власти" предполагает компонент насилия, то есть насильственной узурпации. Но в упомянутой статье уголовного кодекса Армении говорится как о насильственных методах, так и об "иных методах". И по словам нашего собеседника, непонятно, что это за "иные методы". Это чересчур обтекаемая фраза, которая и дает повод для разночтений.

Политтехнолог Армен Бадалян в свою очередь заявил Sputnik Армения, что происходящее вокруг КС вписывается в логику попыток исполнительной власти установить окончательный контроль над властью судебной. Конституционный суд остался последним "бастионом" в этом смысле, и теперь власти страны любой ценой хотят прибрать его к рукам, убежден Бадалян.

"Я не юрист, не могу судить, насколько легитимным или нелегитимным было избрание Грайра Товмасяна. Но мне кажется, что если бы с его легитимностью были проблемы, то парламент с самого начала акцентировал бы свое внимание на этом. Вместо этого они составили какое-то непонятное 90-страничное решение, где говорилось о родственных связях Товмасяна с адвокатом экс-президента Роберта Кочаряна", — сказал Бадалян.

По его словам, после того, как КС отклонил обращение депутатов, было принято решение действовать иными методами - вызывать родственников Товмасяна в СНБ, "копаться" в его документах об избрании председателем КС и т.д. Все эти процессы наводят Бадаляна на "смутные подозрения" о том, что от Товмасяна хотят избавиться любой ценой.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.