Сейчас у лидера США Дональда Трампа не самый удачный период президентства. В преддверии предстоящих предвыборных дебатов не до шуток. Ведь если внутриполитическая составляющая его первого президентского срока выглядит достаточно успешной (глава американского государства даже Элтона Джона обогнал по количеству аудитории), то с внешней политикой – сплошные проблемы.

Для Трампа ныне настали дурные времена

Нынешний американский президент умудрился испортить отношения с огромным количеством игроков на внешнеполитической платформе. Достаточно вспомнить хотя бы то, что, проигрывая в Сирии, он провалил дружбу с одним из самых важных натовских партнеров — Турцией. Трамп при этом не смог извлечь очевидных выгод из иранского ядерного соглашения и подвел отношения Вашингтона с Тегераном к красной черте, за которой только война. Американский президент почти что вдрызг разругался с самым главным экономическим партнером Соединенных Штатов — Китаем, затеяв настоящую торговую войну. О России в данном контексте даже говорить не стоит: один только выход из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСД) чего стоит.

Но и это еще не все. Трамп умудрился настроить против себя передовые страны, представляющие собой главных геополитических и идеологических союзников США в мире. Речь о странах Евросоюза — в первую очередь о таких ведущих экономиках, как Германия и Франция. Трамп начал гнать всех европейцев под натовский пресс, принуждая платить в общую копилку Североатлантического альянса как минимум два процента ВВП. С этим требованием подавляющее большинство стран ЕС согласились, а некоторые даже с удовольствием, например, Польша и Румыния. Но не Франция с Германией, у которых ВВП, не в пример странам Восточной Европы, велик настолько, что требовать целых два процента — значит обкрадывать экономику.

С Парижем американский президент умудрился рассориться даже из-за французского вина, пригрозив обложить поставки на американский рынок стопроцентным налогом. По большому счету американским фермерам и виноделам из Калифорнии это выгодно, но… Франция-то вдруг начнет поглядывать на восток, в сторону России. Равно как и Германия, которую Трамп принуждает отказаться от "Северного потока-2", в котором немецкая экономика остро нуждается, а в ближайшие пару десятилетий будет нуждаться еще больше. Берлин последовательно отказывается от угля, ядерной энергетики (как и Франция, закрывает АЭС на своей территории) и вообще свою бурно растущую экономику старается перевести именно на газовые рельсы.

Нашла коса США на немецкий камень, а спасение — Дания

В этом плане у Вашингтона, как говорится, действительно нашла коса на камень. Немцы от "Северного потока-2" не откажутся, а это значит, что американцы будут действовать окольными путями. Ничего удивительного в этом нет: в большой политике это не редкость. И в данном контексте Вашингтону остаются только два пути. Это, во-первых, введение санкции против корпораций и фирм, которые сотрудничают с Россией на стройке подводного газопровода (по дну Балтийского моря), и, во-вторых, решение вопроса с Данией, которая встала непреодолимой преградой на пути строителей. Речь об известном датском острове, который должен дать разрешение на проход подводного газопровода в его территориальных водах, но вот уже второй год этого разрешения не выдает.

Дания достаточно долго смогла выдержать паузу, делая отсылки на некие природоохранные соображения, хотя по дну Балтийского моря давно уже проложены несколько газопроводов и никаких экологических апокалипсисов доселе не случилось. Другое дело, что американцы все это время использовали на то, чтобы, как говорят на рынке, "втюрить" европейцам (и в первую очередь немцам) свой сланцевый газ, перевозимый через Атлантический океан танкерами и, следовательно, очень дорогой. Германия, конечно же, на это не ведется. Более того, резонно возражает своим заокеанским союзникам, что российский газ вовсе и не приведет к полной зависимости всей Европы от России.

Ну а Дания, кажется, и сама начинает понимать всю тщетность своей позиции. Ведь строителям "Северного потока-2", по большому счету достаточно просто обогнуть тот самый остров, экология которого стала камнем преткновения. Как принято говорить, если проблему можно решить за деньги, то это всего лишь расходы. Да и расходы не очень большие по сравнению со стоимостью самого проекта газопровода через Балтийское море. А датчане попросту лишаются неплохого куша за прямой транзит российского газа в Германию по дну своих территориальных вод. Видимо, нелепость ситуации постепенно начала доходить до Копенгагена, раз вдруг, ни с того, ни с сего, возник вопрос Гренландии.

Удобнее покупать или разогревать сепаратизм?

Теперь о том, чем бы еще, кроме желания потроллить своих датских коллег, можно объяснить возникшую из небытия тему Гренландии. На самом большом в мире острове живет чуть больше пятидесяти тысяч человек. Но амбиции у депутатов датского парламента от Гренландии, оказывается, воз и маленькая тележка. Ведь еще 25 ноября 2008 года проходил референдум за расширение самоуправления острова. Тогда "за" расширение проголосовало подавляющее большинство жителей административной единицы Гренландия – 75,5%.

И сейчас, например, датский депутат Ане Лоне Баггер от Гренландии воспользовалась ситуацией и вставила свои "пять копеек". Сказала, что вся эта история указывает на необходимость и дальше развивать право на самоопределение, которое у Гренландии есть. Ведь для "острова это лучший путь".

Оно и понятно: огромная территория с малочисленным населением. Богатейшие, практически нетронутые природные ресурсы вплоть до энергоносителей. Лакомый кусочек. Гренландия изначально располагала статусом автономной территории. Здесь собственное правительство, которое имеет свою долю полномочий в местной полиции, судебных структурах. Более того, оно имеет свою долю в управлении и распределении минеральными ресурсами, пограничными структурами и финансами. Понятно, что все это весьма неплохая почва, если кому захочется, как принято говорить, взрастить семена сепаратизма.

Может возникнуть такое желание, скажем, у Соединенных Штатов, которые великолепно владеют технологиями в этом плане? Реального желания – вряд ли. Американцы и так используют датскую территорию, не ограничивая себя ни в чем. А вот чтобы оказать давление на Данию, если та вдруг разрешит строительство части "Северного потока-2" в своих территориальных водах? Ну а если к этому добавить, скажем, желание Трампа во время предвыборной президентской компании заявить о себе как о деятеле, увеличивающем территорию страны? Ведь названа рыночная цена Гренландии – 10 триллионов долларов. Но чтобы раскрутить здесь "цветную революцию", потребуется всего лишь порядка 50 миллионов – по миллиону долларов на каждого жителя. Трамп даже лично справится…

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.