Tert.am побеседовал с бывшим чрезвычайным и полномочным послом Украины в Республике Армения Александром Божко о результатах, отмеченных спустя год после революции. Он отметил, что, конечно, новая власть за год  укрепила свои позиции в государственных структурах, но, как выяснилось,  не всегда за  счет высококвалифицированных специалистов.

-Господин Божко, Армения  уже более года, как вступила  в постреволюционный период. Ожидается, что реформы уже войдут  в свое русло и дадут результаты. Будучи хорошо знакомым с армянской действительностью, какое впечатление у Вас сложилось: существует ли четкая стратегия проведения экономических, политических и судебных реформ в стране?

- Год  назад мы все стали свидетелями высочайшего эмоционального подъема, с каким была встречена в Армении мирная бархатная революция. Поддержав Никола Пашиняна и его политическую силу, армянский  народ тем самим выразив свое несогласие с царящими в стране порядками, а также с безработицей, низкими зарплатами, несправедливостью в судебной системе, отсутствием в стране необходимых  реформ. Естественно, на этом эмоциональном фоне возник и  высокий порог ожидания армянского общества быстрых результатов изменений во всех сферах. Отсюда и стремление в народе как можно быстрее увидеть плоды революционных изменений. Но эмоции эмоциями, а жизнь, как мы знаем, зачастую  диктует свое…

В целом, я бы назвал прошедший год очень важным для армянского общества. Во-первых, при всех объективных трудностях, не произошло отката в экономике, что не редко бывает при смене власти, и сохранено поступательное движение страны по основным направлениям ее развития. В правительстве взят курс на борьбу  с монополизмом и даже есть реальные подвижки в этой сфере.

Генеральная прокуратура заявляет об ощутимых результатах за прошедший год в ее антикоррупционной деятельности. Были сделаны шаги по укреплению обороноспособности страны.  Новое руководство  решительно заявило о необходимости  превращения Армении из страны феодального типа (по выражению одного армянского аналитика), в страну, работающую на общество. Но главное, началась очень трудная работа  по превращению заявленных деклараций в жизнь. Возможно, не так эффективно и быстро, как этого хотелось бы.  Ведь для этого необходимо было создать за короткое время надлежащий кадровый и законодательный базис. И оказалось, что с этим возникли  определенные проблемы.

Да, новая власть за год  укрепила свои позиции в государственных структурах, но, как выяснилось,  не всегда за  счет высококвалифицированных специалистов. С подобной проблемой сталкивалась и Украина в 2014 – 2018 годах, когда реформаторский потенциал у нас пополнялся за счет приглашения управленцев из-за границы, и, кстати, не всегда удачных.  Известная «эпопея» с Михаэлем Саакашвили чего стоит, при всем уважении к  результатам реформирования им Грузии. Как мне кажется, не способствовали быстрым изменениям и результаты выборов в Национальное собрание Армении.

Подавляющее превалирование одной политической силы при всей ее заявленной революционности в органе, призванном представлять  политический спектр общества,  сузило  законотворческий потенциал Национального собрания. Отсюда, наверное, и довольно скромный результат подготовки Национальным Собранием необходимых для реформирования армянского общества законов. То же касается и выработки всеобъемлющего документа, о котором вы упомянули, или иначе говоря, стратегии развития, где было бы прописано видение будущего движения Армении по пути реформирования страны с поэтапным планом  выполнения поставленных задач.

Поэтому отсутствие на данный момент ощутимых для населения изменений в лучшую сторону, в частности, в экономической сфере Армении,  вполне объяснимо. Увеличение на 50 тысяч рабочих мест, о чем заявляет правительство Пашиняна, конечно, хорошо, но кардинально ситуации не меняет. Тем более, что улучшение экономики напрямую связано с притоком в страну иностранных инвестиций, чего, к сожалению, не наблюдается и по объективным причинам. Все мы знаем, например, о непростой ситуацию вокруг Амулсара и ее влиянии на общую картину по привлечению инвестиций.

В связи с этим мне вспомнился  приезд в Армению в 2009 году  по приглашению Гагика Царукяна Виктора Януковича - тогда еще не президента, а лишь лидера Партии регионов Украины  в сопровождении одного  влиятельного украинского бизнесмена армянского происхождения. Помню, на встрече с украинскими гостями президент  Серж Саргсян старался заинтересовать этого предпринимателя возможностью инвестиций в армянскую экономику, рисуя ему довольно радужную картину, но тот в ответ только улыбался и качал головой.  После, я поинтересовался  его довольно сдержанной реакцией на предложение президента. Он объяснил это довольно своеобразно: «Да, я смог бы зайти в Армению со своим капиталом, но, боюсь, что выйти отсюда мне пришлось бы не только без капитала, но, простите, и без штанов…». Кстати, вскоре этот бизнесмен расширил свою довольно успешную деятельность, но не на Армению, а на Объединенные Арабские Эмираты.

Поэтому, задача новых властей остается прежней: работать дальше над созданием такого законодательного климата в стране, чтобы она стала привлекательной для иностранного инвестора, особенно, армянского происхождения. И как можно быстрее ускорить проведение реформ  во всех сферах, в частности – судебной, здравоохранения, пенсионной… И еще одно. Важно понять, что невозможно изменить страну без изменения в сознании ее граждан. А судя по патерналистским настроениям в обществе, многие  надеются, что кто -то придет и сделает за них их жизнь лучше.

- Что вы думаете о проводимой властями Армении внешней политике? Было решено проводить сбалансированную политику, больше развивать отношения с Россией, сделать наше членство в ОДКБ и ЕАЭС  более эффективным. Какую динамику  в этом направлении Вы видите в течение года?

- Я считаю, что в международном плане Армения сумела  укрепить свои позиции, благодаря   диалогу как с Востоком, так и с Западом. Хорошо понимая какое значение в сложившейся ситуации играет для Армении Россия, Никол Пашинян за прошедшее время заявил о себе, как о  довольно способном дипломате в переговорах с руководством этой страны, безнадежно больной на всяческие имперские синдромы.  Хотя, как по мне, сделанные им уступки в отношении участия армянского контингента в Сирии не дали того эффекта, на который он, возможно, рассчитывал. Увы, Россия никогда не рассматривала и не будет рассматривать своих партнеров из бывших советских республик как равноправных, и будет всегда исходить в отношениях с ними сугубо из своих национальных приоритетов, так, как она их представляет.

Этому служат и созданные по ее инициативе ЕАЭС и ОДКБ, в чем Армения имела возможность убедиться  во время апрельской войны, когда она осталась, по - существу, наедине с агрессором, несмотря на имеющуюся статью о коллективной обороне в случае нападения на одну из стран. И  возможностей для маневра или балансирования в этих структурах в Армении ровно столько, сколько позволят ей это сделать старшие партнеры, как мы это также видели по истории с попыткой назначения нового генерального секретаря ОДКБ. Отсюда становится понятной подозрительность России в отношении происходящих в Армении перемен, поскольку  Москва  рассматривает их как завуалированную попытку выйти из под ее контроля, если не сейчас, то в будущем.

-С другой стороны, заметно, что ЕС поддерживает реформы в Армении: увеличивает финансовую поддержку. Как вы думаете, удастся ли властям Армении развить свои отношения с Западом, не вызвав сопротивления России? Как сохранить баланс?

- Россия всегда будет стремиться ограничить влияние Запада на Армению в любой сфере. Ведь все мы вольно или невольно стали участниками глобального противостояния Западного мира и России, которая изо всех сил  старается играть на страхе перед российской угрозой то ли ее соседей, то ли отдельных западных  политиков.  И в этом смысле, Армении, как я считаю, не следует поддаваться давлению России как это случилось со строительством  транзитного газопровода Иран – Грузия,  или в 2013 году при подготовке всеобъемлющего экономического договора с Европейским Союзом. Почему- то в Армении армяно-российские отношения рассматривают лишь  под углом   важности России для Армении, но  Армения для России также не менее важна, особенно в контексте наличия  армянского плацдарма для реализации Москвой своей южно-кавказской и ближневосточной политики. 

- После президентских выборов в Украине и избрания Владимира Зеленского ожидалось, что в армяно-украинских отношениях произойдут изменения. В свое время их регресс связывали с нашими отношениями с Россией. В этом смысле что-то изменилось сейчас?

-Думаю, изменения или, точнее, потепления в армянско-украинских отношениях давно назрели, несмотря на наличие определенных проблем, о которых вы упомянули. К этому подталкивает и наш общий опыт в стремлении реформировать наши страны, придать большую динамику их развития на современном этапе, общие шаги по постепенной интеграция наших обществ  в различные  европейские структуры.  Наконец, чувство принадлежности наших народов к европейской цивилизации.

- Заявление новоизбранного президента Украины о том, что Порошенко не посещал Армению, а он приедет в Армению, стало темой для обсуждения в Армении. Хотя он только приступил к выполнению свои обязанностей, но вы видите перспективу развития отношений между двумя странами? На чьей стороне мяч, какая сторона должна больше работать в этом направлении?

- 21 июля в нашей стране прошли досрочные выборы в Верховную Раду Украины, на которых партия «Слуга народа», возглавляемая президентом В.Зеленским,  имеет лучший результат. Учитывая, что Украина парламентская республика, в президента В.Зеленского и его политической силы за результатами выборов появится возможность сформировать также исполнительную и законодательную власть. Именно после этого, мы будем иметь более-менее точную картину  приоритетов «слуг народа», как во внутренней, так и во внешней политике.

Безусловно, личностный фактор в международной политике играет большую роль. И в случае  приезда В.Зеленского с визитом в Армению  и двусторонних переговоров на высшем уровне, уверен, его визит будет способствовать активизации украинско-армянских отношений. Точно также, как в далеком 1996 году дал ощутимый толчок нашим отношениям первый визит тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы, который мне выпала возможность  готовить и принять в нем участие.

Но для того, чтобы визит дал ожидаемые результаты  необходимо провести заседание межправительственной  украинско-армянской комиссии, на котором рассмотреть все имеющиеся у нас вопросы. А перед этим – назначить нового посла Украины в Армении, вместо отозванного на днях Администрацией президента Украины Петра Литвина.

То есть, как видим, это может произойти не так быстро. Что касается вашего вопроса, о том, на чьей стороне мяч и какой из сторон необходимо больше поработать для улучшения наших отношений, я думаю, что здесь должен быть интерес взаимный.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.