Часть протокола состоявшегося 21-22 июня 119-го пленарного заседания Венецианской комиссии (Европейской комиссии за демократию через право) при Совете Европы касается происходящих в Армении процессов.

С бывшим заместителем министра юстиции Армении, экс-омбудсменом Арцаха, соучредителем общественной организации «Правовой путь» Рубеном Меликяном корреспондент Panorama.am побеседовала о действиях властей после публикации данного документа, причинах спешки в формировании антикоррупционного органа и других вопросах.
  
– Г-н Меликян, за обнародованием известного протокола Венецианской комиссии последовало множество комментариев. Какие шаги должны предпринять власти после этого?

– Вы знаете, я очень затрудняюсь говорить сейчас, что должны делать власти, кроме той самой прописной истины, что они должны вернуться в конструктивное русло, избегать поспешных, необдуманных и странных шагов в отношении как Конституционного суда, так и судебной власти, положить конец операции «В Конституционном суде – кризис», проводимой посредством некоторых близко стоящих к ним юристов. 

– Как бы Вы охарактеризовали протокол Венецианской комиссии?

– Он носит констатирующий характер, резюмирует обсуждения и доклады, прозвучавшие на заседании Венецианской комиссии. Тот факт, что так много внимания было уделено Армении, означает, что Комиссия следит за происходящими здесь событиями с большим вниманием, в частности, доклад был представлен секретарем Венецианской комиссии, который дал оценку наблюдающимся в Армении явлениям, в частности игре слов Ваге Григоряна член-судья КС, а также блокировке судов. И самое главное, для армянского общества была раскрыта одна важная вещь, что власти скрывают. Фактически с европейской делегацией была достигнута договоренность, что в Армении не будет проводиться веттинга.
Между тем, из уст многих должностных лиц мы по-прежнему слышим про веттинг.  Выясняется, наши власти признали простую истину о том, что явление веттинга  – недопустимо, как сформулировано в протоколе, в нем нет ни пользы, ни необходимости в условиях Армении.

– Я помню, что в конце мая, комментируя письмо главы Венецианской комиссии Джанни Букиккио премьер-министру Армении Николу Пашиняну, пресс-секретарь главы правительства Владимир Карапетян заявил, что глава ВК выразил готовность поддержать решительные реформы в судебно-правовой системе Армении и проведение «веттинга».

– Да, это очень важно. Мы не должны забывать, что 48 дней назад пресс-секретарь премьер-министра утверждал (и даже использовал оскорбительное слово в адрес утверждающих обратное), что в письме главы Венецианской комиссии речь идет как о реформах в судебно-правовой системе, так и о поддержке инструмента веттинга. Мы – в числе экспертов, которые подняли этот вопрос, отметив: уважаемые, в письме нет ни слова о веттинге. А очень многие, осуществляющие государственную пропаганду, распространяли этот тезис.

Теперь мы видим, что комиссия не только не одобряла проведения веттинга, что не только мы были правы, но и то, что эти люди, наоборот, приехали и вели переговоры, чтобы наши власти отказались от идеи осуществления веттинга в классическом смысле. Откликнется ли пресс-секретарь премьер-министра на это, обратится ли он к сказанной им примерно 40 дней назад лжи и манипуляции (сегодня уже можно давать этому такую формулировку) – трудно сказать. Но факт остается фактом, что использование таких дешевых трюков не может быть эффективным в долгосрочной перспективе.

– В протоколе отмечается, что вместо веттинга необходимо укрепить дисциплинарные процедуры и установить связь с системой декларирования доходов. Что Вы можете сказать по этому поводу?

– Это очень важно и интересно, потому что именно в этот период мы видим, что власти сразу предлагают изменения по части институциональной структуры декларирования– в частности по части антикоррупционной комиссии.

Они предполагают законопроект, уже состоялось и его рассмотрение в первом чтении, согласно которому эту институциональную структуру, для вхождения в состав которой люди должны были принять участие в конкурсе, превращают полностью в политическую, снижают цензы, оставляют за собой контрольный пакет, то есть три из пяти членов назначаются по их предложению: двое – от правящей фракции, один – от правительства. Фактически, посредством этого власти пытаются решить свои политические проблемы таким позорным способом. Вовсе не случайно, что этот процесс происходит сейчас.

Мы предупредили, что в отношении порядка формирования этой независимой структуры проявляются такие позорные подходы, им предоставляются серьезнейшие функции, которые должны, фактически, полностью осуществляться под политическим контролем. При этом очень важны положения, касающиеся как назначения, так и освобождения этих людей. Не только на стадии назначения, но и после этого у правящей политической силы будет полный контроль в отношении этой комиссии по борьбе с коррупцией, которая должна выполнять серьезнейшие функции по реформированию судебной власти. Это недопустимо, мы об этом говорили. Теперь мы пришли к пониманию того, почему нужна была эта спешка, почему власти укрепляли свои позиции в комиссии неприемлемым и недемократическим способом.

– На Ваш взгляд, почему опаздывает отклик властей относительно заявлений Венецианской комиссии?

–   Я встречал некоторые отклики, но вместо обсуждения самой проблемы обсуждают, что это за документ, как он был обнародован и каков круг его распространения. Это, мягко говоря, несерьезно.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.