Придя к власти в результате "бархатной революции", правительство Никола Пашиняна затем объявило революцию экономическую. Успехи в экономике должны закрепить то, за что боролись и что получили люди, поверившие Пашиняну. Не разочаровать людей, не получить новую протестную массу – это ключевая задача действующего премьер-министра Армении на данном этапе. Сумеет ли он ее решить, Sputnik Армения обсудил с известным социологом, профессором социальных исследований и публичной политики Нью-Йоркского университета в Абу-Даби Георгием Дерлугьяном.

Дерлугьян прилетел в Ереван из Молдовы, где в эти дни политическая обстановка крайне напряженная. Вообще, по мнению эксперта, события в Армении, выборы на Украине, а теперь и кризис в Молдове – это звенья одной цепи. Люди осознают, что уровень жизни упал до уровня Центральной Америки или Африки, а население считает себя европейским. Людям трудно мириться с режимами, которые были бы приемлемы для Африки.

"Из-за этого и происходят различные восстания. Но проблема в том, что эти восстания легко начинать, ибо власть везде слабая. В то же время мы видим на примере Армении, насколько трудно здесь что-то изменить по сути. Надо поднимать экономику, развивать науку, промышленность, хотя бы до уровня, который был к концу существования СССР. Эти уровни были утрачены", - говорит Дерлугьян.

Еще задачей Пашиняна как лидера революции специалист считает неповторение своих "предшественников"-революционеров.

"Революции ведь как бывают - в первые дни все ликуют, танцуют, целуются. Образно говоря, это взятие Бастилии. Дальше начинается рутина. Это как на свадьбе: ждали, удалось, сыграли, а утром кто-то должен мыть посуду. Дальше начинается процесс консолидации этой власти. И здесь всегда есть соблазн повторить накопленный столетиями революционный опыт – борьба с "врагами народа", комиссары, "расстрелы", сваливание на предшественников вины за неудачи и т.п.", - отмечает эксперт.

Он при этом не склонен утверждать, что власть в Армении идет по указанной тропе – во временном пространстве произошедшее в республике все еще нельзя считать завершившимся.

"Я не говорю, что власть в Армении идет этим путем. Поймите меня правильно. Я говорю об общей канве революций. Все революции проходят через фазу вторичной радикализации. Куда это дальше повернет в Армении, не знаем. Но бороться всегда легче, чем строить что-то новое", - считает Дерлугьян.

Возможных сценариев развития ситуации в Армении несколько. Первый из них – ничего не происходит, экономика топчется на месте, инвестиций нет. В этом случае, на взгляд социолога, власти могут попробовать немного перераспределить прибавочный продукт.

"Создать какой-то новый бизнес, новое предприятие очень трудно, но вот перераспределить уже имеющийся более "справедливо" намного легче. Образно говоря, за счет средств от продажи отнятого у богачей роскошного "Мерседеса" можно построить небольшую школу", - считает он.

Но есть и второй сценарий, сложный, но оптимистичный. По его мнению, власть в Армениипреуспеет, если у нее хватит воли и моральных сил сопротивляться тому, что было модой за последние 30 лет во всей экономической науке. Когда вместо рыночных реформ использовали государство как главный рычаг создания рабочих мест. Иначе говоря, власти страны должны поощрять нестандартное, инновационное мышление у индивидуумов, стимулировать личное усилие каждого. Нужно самим действовать, а не ждать "заморских" инвесторов, считает Дерлугьян.

В текущей ситуации привлечь деньги в экономику извне очень сложно – зачем потенциальному инвестору приезжать в маленькую бедную страну, население которой уезжает, и которая с двух сторон находится в блокаде. В такой обстановке армянам нужно самим действовать, собраться с силами и думать нетривиально, отметил эксперт.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.