До сих пор Иран продает ежедневно порядка миллиона баррелей черного золота на международном рынке энергоносителей. Это позволяет экономике страны держаться на плаву даже сейчас, в условиях жесточайших финансово-экономических санкций со стороны Соединенных Штатов. Понимают это и в Вашингтоне, однако подобное положение дел американцев не устраивает.

Иран не позволит обнулить свою долю на международном рынке энергоносителей

Собственно говоря, американцы и не скрывают, что намерены силой обломать хребет иранской экономики. Правда, дипломаты и политические деятели из США раз за разом говорят о том, что вовсе не намерены менять руководство Ирана, не намерены устраивать там очередной "цветной революции". Однако все понимают, что в данном случае слова американских дипломатов резко расходятся с делами. Стремление "обнулить" иранскую долю на рынке энергоносителей – тому подтверждение.

Сам Иран вовсе не намерен сидеть сложа руки и ждать, когда страну выкинут с рынка нефти. В ожидании 2 мая Тегеран резко активизировался на политических подмостках. Одно лишь заявление руководителя иранского внешнеполитического ведомства Мохаммада Джавада Зарифа о том, что в Тегеране могут решить выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия  (ДНЯО) – тому подтверждение. Вариантов реагировать на еще большее усиление американских санкций у Ирана много, и выход из ДНЯО – один из этих вариантов.

Вообще касательно ДНЯО министр иностранных дел Ирана высказался весьма резко: "Избирательность договора и то, что сионистский режим Израиля игнорирует его – это одна из важнейших проблем… Иран выступает за всеобщее ядерное разоружение, и, в то же время, настаивает на праве наций на обладание мирным атомом. Это темы, которые мы обязательно намерены поднять в ходе обсуждения договора на саммите".

В принципе высказывание Мохаммада Джавада Зарифа отнюдь не лишено логики в плане борьбы за свое место под солнцем, вернее – за свою долю на международном рынке энергоносителей. Хотя подобное поведение Ирана может свидетельствовать еще и о намерении отныне занять более жесткую позицию относительно политики, которую ведут Соединенные Штаты на Ближнем Востоке, да и вообще в мире.

У США принцип такой – бей своих, чтоб чужие боялись…

Кажется, Вашингтон в какой-то момент начал перегибать палку относительно всего, что делает в идеологической борьбе с Ираном. Дело доходит до того, что из-за подобной силовой политики, которую ведут американцы в регионе, у них вырисовываются очень даже серьезные проблемы даже с одним из ближайших союзников – Турцией. Во всяком случае Анкара, чья доля в закупках иранской нефти вовсе и не так велика, как, скажем, у Китая или Индии, готова пойти на то, чтобы проигнорировать угрозу вторичных санкций, которыми грозит Вашингтон в адрес тех стран, которые будут продолжать закупать иранскую нефть.

В принципе, ситуация, в которой оказывается Турция при подобном раскладе, понятна. Страна целиком и полностью зависит от импорта энергоносителей. И доля иранской нефти в энергетике Турции составляет порядка 30%, газа – порядка 20%. Серьезные цифры, от которых Анкара не может в одночасье избавиться по мановению волшебной палочки, которой размахивает ее заокеанский союзник. Экономика Турции итак переживает далеко не лучшие свои времена, а резкое сокращение объемов импорта энергоносителей может и вовсе обломать ей хребет.

Так что подобные резкие телодвижения американцев турками, конечно же, приветствоваться не будут. Тем более, что над головой Эрдогана все еще висит дамоклов меч поставок сотни истребителей пятого поколения F-35. По большому счету второй по мощи натовской армии (так, во всяком случае, принято считать) эта самая сотня новейших истребителей очень нужна. На Ближнем Востоке ожидаются серьезные геополитические пертурбации, и на этом фоне Анкаре придется поднапрячься именно в военном плане.

И если покупка двух дивизионов российских зенитно – ракетных комплексов С-400, против чего дико возражают те же Соединенные Штаты – это скорее идеологическое противостояние между Вашингтоном и Анкарой, то с самолетами F-35 дело обстоит несколько иначе. Срыв поставок этих истребителей сильно ослабит турецкую армию не только в идеологическом, но и реально, в военном смысле. Вот уж точно пострадает безопасность страны. Так что о новом витке противостояния между двумя натовскими союзниками – США и Турцией – отныне можно говорить, как о свершившемся факте.

В Евразии страны-тяжеловесы организуют антиамериканскую коалицию

И это на фоне того, что на горизонте вырисовывается еще один политический скандал, способный продемонстрировать миру, что отныне мнение Соединенных Штатов на политической арене для Турции является вовсе не решающим. Дело в том, что Эрдоган, похоже, действительно намерен принять приглашение и посетить Крым. По приглашению Путина, которого об этом попросили крымские татары ("Вам не откажет", сказал муфтий мусульман Крыма хаджи Эмирали Абалаев - ред.) турецкий президент будет участвовать в церемонии открытия Соборной мечети в Крыму.

Эрдоган, скорее всего, действительно не откажет своему российскому коллеге, а какие геополитические последствия может иметь этот визит – это уже вопрос отдельный. Можно просто представить, как отреагируют на подобный визит в Крым те же американцы с европейцами, не говоря уже об Украине. Однако об этом, видимо, следует поговорить после того, как администрация Эрдогана даст свое согласие и будут обозначены сроки и условия визита.

А еще следует отметить, что иранский министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф на днях намерен посетить КНДР. Подробности визита пока еще не известны, однако уже сейчас можно будет говорить о том, что в Евразии формируется серьезная антиамериканская коалиция, в которую, кажется, намерены войти такие региональные страны-тяжеловесы, как Иран, Турция, Северная Корея… Думается, не останутся в стороне и другие…

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.