Автомагистраль "Север-Юг" может действительно связать Грузию с Ираном и стать артерией для запуска Транскавказской магистрали. Однако это пока еще в теории, на деле же все немного иначе: загвоздка заключается в самой логистике строительства "Север-ЮГ". В этом убежден директор крупнейшей в Армении транспортно-экспедиторской компании "Апавен" Гагик Агаджанян. 

О том, что трасса "Север-Юг" должна стать составной частью транспортного коридора между портами Батуми (Грузия) и Бендер-Аббас (Иран), премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил 27 марта в парламенте страны. Глава правительства сказал, что армянскую сторону интересует не только участок Ниноцминда-Бавра, но уже Батуми-Бавра, так как в эту логику укладывается и проект строительства дороги "Север-Юг".

Положительно оценив идею связать Бендер-Аббас с грузинскими портами, Агаджанян заметил, что этот проект обсуждается еще с конца XX века. Однако дальше слов дело не идет: проект требует больших ресурсов, в том числе и финансовых.

"Грузия уже проложила маршрут из Поти в Тбилиси, который далее протянется к КПП "Садахло" (в сторону Армении) и КПП "Красный мост" (в сторону Азербайджана). На данный момент готов участок бетонной дороги до города Рустави", - сказал Агаджанян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.

При этом Тбилиси планирует реализовать проект строительства глубоководного порта Анаклия, а вот Батуми останется исключительно туристическим центром.

Эксперт отметил, что Армения могла бы воспользоваться уже существующим в Грузии путем и соединить автомагистраль "Север-Юг" с КПП "Баграташен". Это позволило бы Еревану заявить о запуске Транскавказской магистрали, построенной вместе с грузинскими коллегами. Это, в свою очередь, повлияло бы на рост прибыли и повышение статуса страны в регионе, уверен эксперт.

Агаджанян считает путь к КПП "Бавра" проигрышным: участок расположен на высоте более 2 тысяч метров над уровнем моря, и поэтому в зимний период возникают проблемы с движением транспорта, тогда как КПП "Баграташен" находится на высоте 450 метров над уровнем моря, поэтому работает бесперебойно.

Путь от КПП "Бавра" дальше пролегает через село Хуло и абсолютно не подходит для запуска грузопотока. Учитывая еще планы грузинских властей по части туризма, маршрут Бендер-Аббас-Батуми вряд ли привлечет грузы из Ирана в Грузию и наоборот.

В свою очередь генеральный секретарь ассоциации международных грузоперевозчиков Грузии Гия Ципурия считает маршрут интересным для Грузии, но тоже не уверен в его эффективности.

"Естественно, чем больше маршрутов, тем больше у нас вариантов, и тем лучше для нас. Дорога может конкурировать с другими маршрутами, однако многое зависит от Армении", - сказал Цапурия в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.

Он подчеркнул, что в принципе грузы перевозятся через Армению и без этого маршрута, даже несмотря на плохие дороги, ведь в некоторых случаях поставка товаров через Азербайджан или Турцию нерентабельны для Грузии. Речь идет, к примеру, о перевозке древесины, которую выгоднее транспортировать через Армению, чем через другие, соседние с Грузией, страны. 

"В Турции требуют дополнительные документы, которые утверждает Анкара, на это приходится тратить время, а в Армении достаточно наличия сертификата. С другой стороны, КПП "Красный мост" всегда загружен, КПП на границе с Арменией свободнее", - пояснил Цапурия.

В целом, по его мнению, запуск автомагистрали "Север-Юг" при любом раскладе увеличит поток грузов через Армению.

"Север-Юг" – это один из самых масштабных проектов в истории независимой Армении. Дорога сократит расстояние от иранской до грузинской границы с 550 до 490 км и упростит выход к Черному морю не только для Армении, но и для Ирана.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.