Спитакское землетрясение 1988 года сыграло огромную роль в процессе развития системы сейсмической защиты и обеспечения сейсмической безопасности Армении. Об этом в беседе с корреспондентом Sputnik Армения сказал доктор геологических наук, профессор Сергей Назаретян.

"Сегодня ни одна задача в сфере сейсмозащиты не решается без учета причин тяжелых последствий и уроков Спитакского землетрясения", - отметил Назаретян.

Фактически, важнейшая задача по обеспечению сейсмической безопасности Армении стала выполняться в полной мере уже после катастрофы. Как отметил Назаретян, в 1989 году специалисты составили новую схему общего сейсмического районирования территории республики.

Согласно этой схеме, уровень сейсмической опасности на территории Армении повысили на 1-2 балла, ведь одной из причин катастрофических разрушений в зоне бедствия стала недооценка угрозы. В дальнейшем была создана Служба сейсмической защиты Армении, которая способствовала повышению уровня сейсмической безопасности республики.

Вместе с тем, Назаретян подчеркнул, что на тяжелые последствия землетрясения повлияли сразу несколько факторов. В частности, он указал на упущения во всех звеньях сейсмозащиты республики, грубые ошибки при проектировании, строительстве и эксплуатации многоэтажных зданий, низкий уровень подготовки в сфере реагирования и управления во время кризисных ситуаций. Специалист отметил, что все эти недостатки наиболее ярко проявились в первые дни после катастрофы.

Согласно данным, в результате землетрясения в значительной степени пострадали здания, расположенные в зонах, где сила толчков превышала 7 баллов. Масштабные разрушения были зафиксированы после толчков в 8-9 баллов. При девятибалльных толчках разрушения составляли свыше 50%, а при десятибалльных – 100%.

Из-за низкой сейсмоустойчивости сильнее всего пострадали высотные жилые здания. Одноэтажным и двухэтажным каменным домам досталось меньше: среди них были и те, что уцелели даже при толчках в 9 баллов.

На руинах родного дома
© SPUTNIK / АЛЕКСАНДР ГРАЩЕНКОВ
На руинах родного дома

К примеру, в Ленинакане (ныне – Гюмри) обрушилось 147 многоквартирных зданий (4-9-этажных жилых домов), погибло примерно 8600 человек. А вот в каменных домиках – 400 человек.

Отметим, что общее количество жертв землетрясения в Ленинакане составило 17 тысяч человек.

До землетрясения 1988 года здания строились с учетом возможных землетрясений силой 7-8 баллов, а в 1994 году этот критерий был ужесточен: высотные здания должны были выдержать подземные толчки в 8-9 баллов. В 2017 году, на основе новых стандартов, уровень сейсмостойкости зданий вновь повысили: теперь дома должны по идее уцелеть даже при мощном землетрясении в 9-10 баллов.

Между тем, как считает специалист, в масштабных разрушениях нельзя винить лишь строителей. Ведь впоследствии выяснилось, что роковую роль сыграла и "самодеятельность" самих жильцов, которые незаконно меняли планировку своих квартир.

"Люди рыли подвалы ниже уровня фундамента, прорубали отверстия в несущих стенах для окон и дверей, сносили опорные столбы. После этого здания становились уязвимыми при ощутимых толчках, что уж говорить о мощном землетрясении", - пояснил он.

Назаретян опроверг разговоры о том, что имелся прогноз относительно землетрясения 1988 года. По его словам, подземные толчки произошли совершенно неожиданно, и в первые дни после землетрясения многих не удалось спасти из-за отсутствия необходимой техники и спасателей.

Спасатели из Австрии в аэропорту
© SPUTNIK / АЛЕКСАНДР МАКАРОВ
Спасатели из Австрии в аэропорту

Только на третий день прибыло свыше 900 спасателей из разных стран. До этого люди буквально голыми руками пытались разгрести развалины, обычной пилой разрезали арматуру. Только в первый день усилиями граждан из-под завалов вытащили 20 000 человек. Кстати, в Гюмри даже на 13-й день после катастрофы спасатели находили живых под руинами.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.