Сложности в армянской экономике в ближайшее время станут основным испытанием для команды Никола Пашиняна в случае победы на парламентских выборах. Показатели последних месяцев не вселяют особого оптимизма. Они свидетельствуют о том, что темпы экономического роста серьезно замедлились.

По данным Нацстатслужбы республики, уровень экономической активности Армении в январе-сентябре 2018 года вырос всего лишь на 6,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, замедлившись на 1,2%. А только в сентябре этого года показатель экономической активности вырос всего на 0,2% в сравнении с сентябрем 2017 года. В основном это связано со спадом в сельском хозяйстве – за 9 месяцев он составил -17,7%.

В сентябре 2018 года объем экспорта сократился на 14,8%. Импорт незначительно вырос – на 2,7%. Такой разрыв вдвойне тревожен, если учесть и без того значительный дисбаланс во внешней торговле Армении в пользу импорта.

Мнения насчет эффективности экономической политики Пашиняна сильно разнятся – от жесткой критики в духе "все пропало" до настроений откровенно шапкозакидательских. Истина же, как правило, лежит посередине. И заключается она в выстроенной предшественниками Пашиняна экономической системе, которая предполагала получение краткосрочного финансового эффекта, но без учета последствий – экологических, демографических, социальных и т.д.

И Пашинян сейчас постепенно ломает эту систему, вследствие чего и страна оказалась перед угрозой новой рецессии. При этом любопытно, что исполняющий обязанности главы кабмина фактически не скрывает будущих проблем, не тешит себя и общественность какими-то иллюзиями, в чем можно убедиться, послушав его выступление в парламенте 24 октября.

По мнению экономиста Ваагна Хачатряна, в текущей ситуации сваливать всю вину на правительство Пашиняна ошибочно. Есть в армянской экономике определенные "кейсы", которые в основном и вызвали сегодняшние проблемы, но которые никак с Пашиняном не связаны.

Яркий пример тому – Техутское медно-молибденовое месторождение. Разработка месторождения сейчас, как известно, остановлена из-за финансовых проблем владельца, которые, в свою очередь, вызваны экологическими штрафами, наложенными на него государством.

"Предыдущие власти дали добро на эксплуатацию месторождения без учета экологических рисков. Из-за недостаточного технического расчета, разработка месторождения была чересчур рискованной", — сказал Хачатрян в интервью Sputnik Армения.

Второй условный "кейс" — ситуация с заводом "Арменал-Русал". Он почти полностью прекратил экспорт в США после того, как в санкционный список Вашингтона попал российский миллиардер Олег Дерипаска – крупнейший акционер холдинга "Русал" (которому и принадлежит завод "Русал-Арменал"). По словам Хачатряна, уж санкции против Дерипаски никак с Пашиняном не связаны. И критикуя правительство за сокращение экспорта, стоит помнить, что значительную долю экспорта составляли поставки продукции армяно-российского предприятия.

Еще один сюжет, связанный как с экономической активностью, так и инвестиционной привлекательностью Армении — это ситуация вокруг Амулсарского золоторудного месторождения. Уже несколько месяцев компания Lydian Armenia не может продолжить работы по разработке месторождения из-за протестов активистов. Многие считают, что блокирование путей к Амулсару под молчаливое согласие властей ухудшает инвестклимат в стране. На это намекал ранее и уходящий посол США.

Хачатрян, между тем, считает, что деятельность упомянутой компании сопровождалась серьезными нарушениями законодательства. Кроме того, разработка месторождения в ближайшие 10 лет может привести к многочисленным экологическим проблемам в Армении.

Он отметил, что на последнем форуме Всемирного банка в Бангкоке был введен новый критерий подсчета ВВП – экологический критерий. Следовательно, нельзя рассматривать экономический эффект в отрыве от экологических рисков.

В условиях отказа от прежней экономической системы от Пашиняна требуется некая альтернатива, которая может быть обеспечена с помощью притока новых инвестиций.

"Нам нужны структурные изменения в краткосрочной и среднесрочной перспективе. При нынешней структуре экономики мы в любом случае обречены на провал. И кратковременный эффект лишь может отсрочить, но не предотвратить этот провал.

Но структурные изменения быстро не наступают. И, к примеру если мы хотим снизить долю сельского хозяйства с нынешних 17% до 5-7%, то нужно сделать это максимально осторожно, чтобы не навредить людям, занятым в этой сфере", — говорит Хачатрян.

Перед правительством стоит очень трудная задача, однако основная проблема решена: это устранение коррупции, искусственных барьеров и экономических монополий, протекционизма и сращения бизнеса и власти. Именно эти, а не другие факторы определяют инвестклимат в любой стране, считает Хачатрян. И Армения здесь не является исключением.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.