В понедельник, 8 октября, мир узнал о новой перипетии в ирано-американских отношениях, которые становятся, безусловно, центральным международным явлением, даже на фоне всяких «санкций» США, будь то против Ирана, России или Китая, или на фоне ответных шагов Ирана, России и Китая, направленных против Вашингтона. Как сообщает полуофициозная газета Tehran Times, Международный суд ООН начинает слушания по жалобе Тегерана против США относительно захвата активов Ирана. Слушания продолжатся до пятницы. В июне 2016 г., напомним, Иран объявил о том, что он подал официальную жалобу в Международный суд о взыскании почти 2 миллиардов долларов активов, замороженных в Соединённых Штатах. «Правительство Исламской Республики Иран официально пожаловалось на Америку в Международный суд за конфискацию и кражу 2 миллиардов долларов имущества Центрального банка. И потребовало осуждения антииранских действий Вашингтона и компенсации за ущерб», — заявил в то время президент Ирана Хасан Рухани.

Совсем недавно, 3 октября, вердикт Международного уголовного суда ООН (ICJ) по иску Ирана против США, поданному Тегераном ещё летом, в котором власти ИРИ утверждали, что выход Вашингтона из ядерной сделки и повторное введение односторонних санкций в мае нарушили договор 1955 г. между двумя странами, был частично положительным для Тегерана. Во временном постановлении по иску Международный суд потребовал от США приостановить санкции в отношении Ирана, связанные с гуманитарной помощью, сельским хозяйством, поставками запасных частей для гражданской авиации и соответствующими услугами, включая банковские каналы. Суд призвал США в соответствии со своими обязательствами по Договору о дружбе, экономическим связям и консульским правам 1955 г. снять любые препятствия из числа объявленных 8 мая 2018 г., в частности, не препятствовать свободному вывозу на территорию Ирана лекарств и медицинских изделий, продуктов питания и сельскохозяйственных товаров, а также запасных частей, оборудования и связанных с ними услуг (включая техническое обслуживание, ремонтные услуги и т. д.), необходимых для обеспечения безопасности гражданской авиации. «С этой целью Соединённые Штаты должны обеспечить, чтобы лицензии и необходимые разрешения выдавались и чтобы платежи и другие переводы средств не подвергались никаким ограничениям в той мере, в какой они касаются вышеупомянутых товаров и услуг», — говорится в постановлении. Суд единогласно предписал обеим сторонам «воздерживаться от любых действий, которые могут усугубить или продлить спор в суде или затруднить его разрешение». Суд далее подтвердил, что его «постановление о временных мерах… имеет обязательную силу» и тем самым создаёт международно-правовые обязательства для обеих сторон.

Эксперты понимают, что если уж по «санкционному делу» Международный суд ООН, чьё решение обязательно для сторон, принял сторону Ирана (пусть и частично), то в вопросе «замораживания» активов Центробанка ИРИ, а по сути, именно кражи чужого имущества и чужих денег, у США вообще нет никаких шансов добиться того, чтобы Международный суд вынес бы решение в пользу Вашингтона. Мировая общественность оживлённо реагирует на заявление экс-госсекретаря США Мадлен Олбрайт в интервью американскому телеканалу CNN, в котором, не побоимся этого высказывания, безжалостный палач Югославии двусмысленно назвала президента США Дональда Трампа «подарком Владимиру Путину», а президента России — «почти подарком Трампу». «И я думаю, что Трамп во многом является подарком Путину, в том смысле, что он пытается объяснить, почему мы должны иметь дело с этими европейцами или почему мы должны иметь какое-либо отношение к НАТО», — в частности, сказала Олбрайт, найдя при этом «противоречия» в том, как Трамп сотрудничает с союзниками по поводу антироссийских санкций, и тем, как американский лидер отзывается о своём российском коллеге. Кто кому подарок в паре Россия — США, вопрос не праздный и громадный, но то что Трамп и его администрация стали реальным подарком для властей и актуальных элит Ирана, нет никаких сомнений. Больше официозу Тегерана нет надобности излишне тратить средства и усилия, дабы показывать своей общественности фарисейство и лицемерие политики США в отношении Ирана, доказывать, что американцы целиком и полностью на стороне Израиля в многолетнем ближневосточном конфликте, и т. д. и т. п. Ибо все шаги Вашингтона — наглядная демонстрация иранофобии и поощрения антииранского (в широком смысле — антишиитского) терроризма. В дальнейшем любой антиамериканский шаг, будь то сугубо иранская инициатива или некая согласованная межгосударственная программа противостояния экспансионизму США, — всё это будет оправданно, причём в первую очередь именно с точки зрения международного права. Ведь потенциальных агрессоров следует превентивно нейтрализовать, не так ли?

С этой позиции не случайно, что 4 октября, после вердикта Международного суда по «санкциям», официальный представитель МИД России Мария Захарова полностью поддержала удар, нанесенный 1 октября Ираном по расположенным в Сирии объектам организаторов теракта в городе Ахваз, подчеркнув, что удар возмездия был осуществлён на законных основаниях. «Мы обратили внимание на сообщения о нанесении Ираном 1 октября ракетного удара по объектам базирующихся в Сирии на восточном берегу реки Евфрат организаторов теракта в Ахвазе. В этой связи отмечаем, что иранские военные в Сирии оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом на законных основаниях, по приглашению сирийского правительства», — подчеркнула она. Это же не просто ответ Москвы на антииранские инсинуации, содержавшиеся в заявлениях представителя Пентагона США Шона Робертсона от 2 октября. Это ещё и возможный будущий ответ (или оценка) России на любые последующие антитеррористические удары Ирана там, где он действует против террористов на легитимной основе. А это не только Сирия, но и Ирак, как известно. Завтра-послезавтра же, как уже можно предполагать, таковой территорией, где удары Ирана (и не обязательно, что удары возмездия…) будут законными, станут Афганистан и те территории Пакистана, которые используются или могут использоваться террористами из группировок «Исламское государство» (ИГ) (организация, деятельность которой запрещена в РФ), «Талибан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и других. Как это всё взаимосвязано — могут спросить некоторые Фомы неверующие. А очень просто. Самые различные СМИ в течение всего дня 7 октября сообщали, что вертолёты, принадлежащие возглавляемой США коалиции, осуществили воздушную посадку вблизи города Эль-Шафех в юго-восточной местности сирийской провинции Дэйр-эз-Зор, в очаге, где были расположены террористы ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), и транспортировали оттуда ряд террористов разных национальностей, сообщает иранский ресурс Mehr News. А несколько дней назад «Международная коалиция» США провела воздушную десантную операцию на окраине деревни Эль-Мрашде, также в юго-восточной сельской местности провинции Дэйр-эз-Зор, вывезя оттуда ряд лидеров ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ). При этом Mehr News напоминает, что «США и их союзники ранее уже неоднократно были замечены в осуществлении подобных действий и в поддержке террористов ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ)».

 4
США потакают «бармалеям»
Александр Горбаруков © ИА REGNUM

По итогам же встреч и переговоров секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева с секретарём Высшего совета нацбезопасности (ВСНБ) Ирана адмиралом Али Шамхани в течение 2017−18 гг., по итогам летних обсуждений на уровне глав спецслужб России, Ирана, Китая, Пакистана, Афганистана, а также Индии, вполне можно утверждать, что спецслужбы и Советы безопасности указанных государств прекрасно знают, что США и их союзники активно перебрасывают именно в Афганистан, по крайней мере, некоторую часть главарей и боевиков группировки ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и других террористических организаций. Соответственно, видимо, спецслужбы этих стран не сомневаются, а то и обладают оперативной информацией о том, что следующим театром «прокси-войны» истинные хозяева цепочки международного управляемого терроризма предполагают увидеть Центральную Азию с Афганистаном в качестве очага, а бывшим союзным республикам Средней Азии, ряду регионов Пакистана и Индии, китайскому Синьцзяну и т.д. отводится роль «периферийных арен», но с обязательной «проекцией» на распространение в Казахстан и соответствующие регионы России. Собственно, для подобной «программы» и нужно целиком и полностью контролируемое Закавказье «абсолютно без русских» истинным хозяевам всяких ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), «Аль-Каид» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), «Талибанов» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и тому подобное, как и выразителям сего политического заказа США — Израиля — в лице марионеточных «внутренних» партий, будь то в республиках Средней Азии, в закавказских республиках. Мы не считаем какой-то случайностью, что именно 7 октября иранский Мажлес (парламент) проголосовал за законодательство о присоединении к Конвенции о борьбе с финансированием терроризма (CFT). Дебаты по этому законопроекту начались с участием 268 законодателей, присутствовавших в парламенте. За законопроект проголосовали 143 депутата, против — 120. Пять депутатов воздержались, сообщает газета Tehran Times. Разве неизвестно, кого на протяжении 2014−18 гг. откровенно или завуалированно обвиняли и обвиняют в финансовой поддержке терроризма те же Иран, Сирия, Россия?

Честно говоря, в Иране шли внутренние дебаты, все ли международные подобного рода конвенции следует одобрять или нет, к чему присоединяться, а к чему — нет. Озабоченность иранцев понятна — большая часть международных конвенций чаще используется против конкретных стран, а не, допустим, против истинных инициаторов и спонсоров международного терроризма. Принятое же решение, чтобы стать законом, ещё должно пройти проверку на соответствие иранской Конституции в авторитетном Совете Стражей Конституции. Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф присутствовал в парламенте, чтобы защитить ратификацию законопроекта о присоединении к Конвенции по борьбе с финансированием терроризма. Перед голосованием он заявил: «Мы не можем дать гарантий, что, присоединившись к Конвенции, банковские проблемы будут решены, но мы можем дать гарантии, что если Иран не присоединится к законопроекту, Соединённые Штаты придумают предлоги, чтобы создать нам больше проблем». По словам Зарифа, без одобрения законопроекта даже у Китая и России как «стратегических партнёров» Ирана будут проблемы с банковскими операциями с Ираном. Министр иностранных дел Ирана рассказал, что глава Центрального банка России сообщила своему иранскому коллеге Абдолнассеру Хемати, что без вхождения в Конвенцию они не могут работать с Ираном: «Мажлесу предстоит историческое решение … действовать в интересах нации и лишить любых будущих оправданий Соединенные Штаты по оказанию давления на Иран», — сказал Зариф парламенту, пишет Tehran Times.

Продолжение читайте здесь

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.