10 апреля исполнилось 25 лет со дня резни в Мараге - одного из самых чудовищных преступлений Азербайджана

Ровно год назад, когда СМИ облетели фотографии изувеченных тел убитых в Талише трех стариков, а затем и страшные видеокадры с отрезанной головой армянского военнослужащего, в памяти моментально всплыли фотографии и видеокадры 24-летней тогда еще давности. Сделанные в апреле 1992 года - спустя пару дней после распятия Мараги.

Баронесса Керолайн Кокс, благодаря которой и были сохранены для истории неопровержимые свидетельства преступления Азербайджана, назвала Марагу "современной Голгофой". Эти фото- и видеосвидетельства из-за непростительной пассивности армянской стороны так и не стали аргументами в переговорном процессе по Карабаху, не стали и главными аргументами обвинения на судебном процессе против азербайджанских головорезов. И, несомненно, именно безнаказанность палачей привела к повторению трагедии спустя 24 года в Талише.

ДАЖЕ СУХАЯ СТАТИСТИКА ГЕНОЦИДА АРМЯН В МАРАГЕ ПОРАЖАЕТ ВООБРАЖЕНИЕ. Подчеркнем, что в нападении на село не было военной необходимости, оно было продиктовано исключительно нефтяными интересами: Марага находится в нефтеносном районе Мир-Башир, и именно по этой причине внешние силы так и не позволили армянам освободить его, хотя весной 1994 года для этого были все предпосылки. А кровавая оргия, устроенная над беззащитными сельчанами, стала результатом агрессивной армянофобии и кровожадности наследников турецких палачей начала века. За несколько часов, в течение которых 10 апреля 1992 года Марага оставалась в руках азербайджанских омоновцев, было убито около 50 человек - они были зарезаны, расчленены, обезглавлены, брошены под танки, зарублены топором, распилены пилой, сожжены заживо. Более 60 женщин, детей, стариков угнаны в заложники и подверглись пыткам, унижениям и бесчеловечному обращению. Многие впоследствии были обменены, большинство вернулось в невменяемом состоянии, судьба 19 остается неизвестной по сей день. Освободившие Марагу к полуночи армянские ополченцы вошли в село и увидели "разверзшийся на земле ад"...

  "В ходе поездки делегации Международной христианской солидарности в Нагорный Карабах в апреле 1992 г. поступило сообщение о том, что деревня Марага была разгромлена азербайджанскими турками и множество гражданских лиц убито. Группа, которая отправилась туда для получения доказательств, обнаружила оставшихся в живых сельчан в состоянии шока, их сожженные дома еще дымились, обугленные останки человеческих тел и кости валялись на земле – там же, где людям отпиливали головы и поджигали их тела на глазах у родных. Для того чтобы удостовериться в произошедшем, делегация попросила сельчан эксгумировать уже похороненные тела. С мучительной болью они сделали это, дав возможность сфотографировать обезглавленные и сожженные трупы", - вспоминает баронесса Кокс в книге "Этнические чистки продолжаются. Война в Нагорном Карабахе".

Позже она рассказывала об увиденном в Мараге в интервью СМИ, пыталась распространить фото-и видеосвидетельства и привлечь внимание международного сообщества к содеянному Азербайджаном страшному военному преступлению. Однако преступная - иначе не скажешь - пассивность армянских властей в лице первого и второго президентов, необъяснимое молчание армянской дипломатии на протяжении почти двух десятков лет привели к тому, что распятие Мараги было практически предано забвению. Подготовленная НПО "Против правового произвола" и дополненная затем сотрудниками МИД НКР Марагинская папка так и осталась невостребованной, хотя комиссия по правам человека ООН еще в 1997 году заинтересовалась вопросом. В последние несколько лет в Армении начали громко говорить о Мараге, созданы фильм и сайты, постпред РА в ООН К. Назарян в 2014 году, в годовщину резни, направил послание генсеку организации. Тем не менее военное преступление Азербайджана так и не стало одним из главных пунктов повестки для армянской стороны на переговорах по урегулированию, а Марагинская папка остается невостребованной на правовом поле.

 
МЕЖДУ ТЕМ ЕСТЬ ВСЕ ОСНОВАНИЯ УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО ГЕНОЦИД АРМЯН В МАРАГЕ
был совершен Азербайджаном именно на государственном уровне. Батальоном "Гурултуш", устроившем бойню, командовал Шахин Тагиев. Именно этот нелюдь в июне 1992 года первым в независимом Азербайджане был удостоен звания национального героя Азербайджанской Республики, и именно за резню гражданского населения Мараги. Тем самым Тагиев стал очередным звеном - после сумгаитских "героев" - в позорнейшем списке национальных героев Азербайджана. Его преемниками стали затем будапештский маньяк Сафаров, сгодившийся опять-таки на трусливое ночное убийство спящего армянского офицера и щедро награжденный президентом Азербайджана, а уже в апреле 2016-го Ильхам Алиев лично наградил палача, отрубившего голову армянскому солдату и позировавшего с ней перед толпой. Заложенные в Сумгаите и Баку, продолженные в Мараге дикие традиции средневекового варварства не только не осуждаются в Азербайджане, но, наоборот, поощряются, поддерживаются и оформляются в виде "госзаказа" на самом высоком уровне.

 К сожалению, лишь по следам апрельских событий, спустя 25 лет после Мараги, из Еревана в Европейский суд по правам человека были направлены сотни исков, более 20 из них приняты к рассмотрению, активная работа проводится в этом направлении омбудсменами РА и Арцаха. Однако Марагинская папка все еще ждет своего часа, тем более что, по мнению юристов, у армянской стороны остается возможность предъявить иск - военные преступления не имеют срока давности. Согласно международному праву, военные преступления - собирательный термин, обозначающий особо тяжкие нарушения международного гуманитарного права во время ведения военных действий: убийства, истязания и увод в рабство военнопленных, а также гражданских лиц, оказавшихся в зоне боевых действий, захват и убийство заложников, неоправданное уничтожение гражданской инфраструктуры. Преступление в Мараге полностью соответствует всем указанным определениям.

И УЖЕ НЕ К СОЖАЛЕНИЮ, А К НАШЕМУ ПОЗОРУ В АРМЕНИИ ДО СИХ ПОР НАХОДЯТСЯ ЛЮДИ, которые после всего содеянного Азербайджаном и на фоне открыто декларируемых намерений этой страны продолжить геноцид армян, активно  пропагандируют идеи сдачи территорий Арцаха, а СМИ, в том числе телеканалы, охотно предоставляют им эту возможность. Лучшим ответом и тем и другим являются слова жительницы Мараги Эльмиры Саакян: "Никому на долю не выпало столько испытаний, сколько пришлось пережить марагинцам. Нигде женщин и детей так не мучили и не убивали, как в Мараге. Дома были сожжены, маленьких детей забрали в заложники, стариков сжигали заживо, бросали под танки. Одному старику отрезали голову и повесили ее на сельской площади. О каком примирении с ними после всего этого может идти речь? Это кровопийцы, с которыми невозможно помириться после того, что они сделали с нами. Я потеряла мужа и сына в войне, многие марагинцы потеряли в те дни своих родных – убитых или пропавших без вести. И никто из нас не захочет мириться с ними. Что только они не творили с нами, а теперь им еще и земли отдавать? Ради чего? С чего это я должна им что-то отдавать? Не отдадим, не дождутся! Пусть меня на этом месте расстреляют – мы свои земли отдавать не собираемся! Начнут войну – сама возьму автомат и пойду воевать. Но землю не отдадим!"

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.