Пожаловал к нам очередной гендерный десант. И в ходе обсуждения на тему "Предотвращение насилия в отношении женщин. Европейский опыт", естественно, всплыла другая фишка, ради которой, собственно, все и затевалось. Речь идет о законе о предотвращении семейного насилия и борьбе против этого, необходимость принятия которого вдалбливают в наши несознательные умы уже давно.

В ХОДЕ СЕМИНАРА, ОРГАНИЗОВАННОГО СЕ, ОМБУДСМЕНОМ АРМЕНИИ И АРМЯНСКИМ офисом Фонда народонаселения ООН, в контексте общественного сопротивления принятию подобного закона не было сказано ничего нового. Дескать, противодействие армянского общества - результат его неполноценной осведомленности, то бишь неграмотности, резкая критика связана с тем, что "в обществе не пытаются читать законы, а руководствуются мнением других людей" (каких других? - З.Г.), нужно менять менталитет общества и т.д.

Постоянный координатор ООН в Армении, постоянный представитель Программы развития ООН Бредли Бузетто и вовсе договорился до того, что "насилие в отношении женщин представляет угрозу не только для общества, семьи, но и для развития всей Армении". Вот так, оказывается, все у нас плохо и запущено, а мы, неграмотные, и не в курсе. Но все это цветочки по сравнению с тем, что прозвучало из уст руководителя Ереванского офиса Совета Европы Натальи Вутовой, заявившей: "Важно изменить отношение общественности к роли женщины, существует необходимость в обучении молодых парней и девушек. И в этом контексте не надо с детства говорить девочкам о том, чтобы они были мягкими, а мальчикам - сильными, поскольку именно в этом возрасте мы начинаем сеять семена семейного насилия". Куда занесло-то...

"Скажу сразу, что подобное заявление ни в какие рамки не укладывается и провоцирует множество возражений, опираясь, кстати, на результаты исследований западных ученых-психологов, - сказала в беседе с корр. "ГА" психолог Карине НАЛЧАДЖЯН. - Существует понятие "гендерная социализация". Кстати, слово "гендер" только недавно приобрело столько нюансов, в том числе негативных, на самом же деле оно обозначает всего лишь "пол" в его социальном аспекте. Так или иначе, в понятие гендерной социализации входит осознание ребенком своего пола, и происходит это в самом раннем возрасте.

Природа создала людей мужчинами и женщинами - такова реальность, даже если она кому-то не нравится. И каждый человек в зависимости от своего пола имеет свою социальную, присущую именно его полу роль. Эти роли могут иметь свои нюансы в зависимости от культурных особенностей. Но основная, фундаментальная роль одна и та же. Повторюсь, речь идет о социальной роли, здесь мы не говорим о сексуальности. С малого возраста мальчикам и девочкам должна быть дана гендерная социализация, чтобы девочка понимала, что она девочка и принадлежит, скажем так, к женскому сообществу, а мальчик понимал, что он мальчик. И они должны понимать нюансы отношения друг к другу. Это нормальный и естественный процесс. А если мы все эти различия с раннего возраста не представляем, не объясняем детям, это означает, что процесс их гендерной социализации может пойти по совершенно искаженному пути. Мы говорим девочке: громко не кричи, будь мягкой, а мальчику - будь сильным, защищай и оберегай девочек, помогай и уступай, и это нормально..."

 СЛОВОМ, ГОВОРИТЬ МАЛЬЧИКУ, ЧТОБЫ ОН БЫЛ СИЛЬНЫМ, НЕ ОЗНАЧАЕТ растить из него агрессивного варвара, и, прививая девочке мягкость и женственность, не означает делать из нее беспомощное, подавленное существо. И повторимся: гендерную социализацию придумали не в Армении, это плоды развития психологии на Западе на протяжении многих десятилетий и плоды трудов серьезных ученых. Так что в данном контексте о насилии не может быть и речи. Другое дело, когда ребенок становится свидетелем неподобающего отношения друг к другу своих родителей, видит грубость отца по отношению к матери.

"Вот это действительно может стать неправильной моделью для ребенка в его поведении в дальнейшем, - продолжает К.Налчаджян. - Но будем честными: во многих семьях, напротив, отцы становятся жертвой насилия, так что говорить о такой теме, как насилие в семье, только в отношении женщин неправильно. Конечно, если смотреть ретроспективно, то на разных этапах истории, в разных культурах женщины сталкивались с насилием чаще. Но давайте посмотрим, как обстоит с этим дело у нас.

В свое время мне довелось провести исследования именно по теме домашнего насилия в Армении, результатом чего стала опубликованная книга "Закрытые страницы семейной жизни". Во-первых, было интересно понять, что подразумевают под понятием "насилие" наши женщины. Ведь мы не должны забывать, что само это понятие имеет различия в разных культурах. Скажем, муж приходит с работы домой и говорит: "Жена, ужин готов? Накрой на стол, поедим". Это как, насилие или нет? Для армянской женщины это абсолютно естественная ситуация. Одна из женщин, которых я опрашивала, сказала любопытную вещь, вдумайтесь: "Если мой муж, придя домой, не скажет "жена, приготовь кофе", я подумаю, что он на что-то обиделся и что-то не так в наших отношениях. Между тем западная женщина может отреагировать совсем по-другому, в духе "что значит приготовь то, приготовь это - мы оба пришли уставшие с работы, почему я должна все делать?" Или, например, армянский мужчина может зайти на кухню, начать мыть посуду, а супруга попросит его оттуда - дескать, не твое дело посуду мыть..."

А что на самом деле армянская женщина в первую очередь считает насилием, что для нее второстепенно?

"РЕЗУЛЬТАТЫ МОИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО САМОЙ ТЯЖЕЛОЙ психологической травмой наши женщины считают измену мужа, его, скажем так, не преданность семье, - говорит К.Налчаджян. - Конечно, бывают случаи физического насилия по отношению к женщине в армянской семье, кто отрицает? Но говорить о том, что они распространены, угрожают обществу, развитию Армении, это полный бред. Ну нет в нашей культуре, менталитете ничего подобного, понимаете? Обратитесь к армянской истории, культуре, литературе - даже в художественных произведениях роль женщины, матери акцентируется особенно, едва ли не обожествляется. Уважение к женщине у нас закладывается в мужское сознание с раннего возраста, и это есть факт, хотя, возможно, это кому-то не по вкусу. А со случаями насилия надо разбираться отдельно - кто же спорит? Ставить же этот вопрос как очень важный, глобальный для Армении нелепо..."

Могут ли западные кальки, бездумно применяемые к нашим реалиям, сделать армянскую семью территорией отчуждения, угрозы для каждого из партнеров?

"В какой-то степени - да, - считает К.Налчаджян. - Но вспомним: несколько лет назад в Армении пытались реализовать большую грантовую программу, создавая так называемые шелтеры - убежища для женщин, подвергшихся в семье насилию. В какой-то степени эта программа была реализована, но она себя не оправдала, потому что мало кто воспользовался этими шелтерами. Для армянской женщины, даже при условии наличия проблем в семье, неестественно уйти из дома куда-то в убежище. Она уйдет к родителям, к родственникам. А в других местах, других странах подобные убежища очень успешно применяются в качестве помощи женщинам. Нельзя грубо калькировать какие-то стандарты и применять их везде, нужно понимать тонкости культуры, традиций, менталитета и т.д.

К семье нужно подходить максимально деликатно, чтобы, как вы сказали, не сделать ее территорией угрозы и отчуждения, где каждый из партнеров видит в другом образ гендерного врага. А учить нас, как воспитывать детей и ниспровергать при этом естественные законы гендерной социализации, вовсе нонсенс. Каждый человек должен понять психологически, кто он такой. Ведь природа создала нас разными, и мы не можем отказаться от этой естественной платформы. Наверное, самое безобразное, что можно лицезреть, - это женоподобный мужчина и мужеподобная женщина. Еще раз оговорюсь: случаи агрессии в семье независимо от того, кто становится ее жертвой, - это зло, против которого надо принимать меры. Но ставить акцент исключительно на насилии в отношении женщины, переворачивать с ног на голову основы воспитания, чтобы дети уже не понимали, то ли они девочки, то ли мальчики, - это абсолютно неприемлемо.

И вот еще что: мир сегодня так быстро меняется, у меня ощущение, что все эти гендеристы бегут за уходящим поездом. В той же Европе сегодня такие серьезные проблемы, такие новые вызовы, что давно пора менять подходы. Это стремление насильно заставлять всех делать одно и то же по стандартным лекалам вызывает противоположную реакцию, противостояние. Мир идет вперед, а они еще топчутся на месте..."

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.