Во внешней политике Турции намечаются признаки возможного пересмотра курса сразу по нескольким направлениям, основным из которых является активизация попыток восстановления отношений с Россией и сдвиги в фактически провалившейся сирийской стратегии Анкары. За последние недели Турция и Россия обменялись целой серией жестов, демонстрирующих обоюдную заинтересованность в урегулировании конфликта. 

ПРЕЗИДЕНТ ТУРЦИИ ЭРДОГАН НАПРАВИЛ СВОЕМУ РОССИЙСКОМУ КОЛЛЕГЕ ПИСЬМО по случаю празднования Дня России, которое стало первым официальным письмом с 2015 года. В свою очередь пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Россия хочет восстановить хорошие отношения с Турцией, но Анкара должна сделать первый шаг к примирению и извиниться за сбитый российский бомбардировщик. Ранее в конце мая глава МИД Турции Чавушоглу предложил создать совместную рабочую группу для нормализации российско-турецких отношений.

Глава МИД РФ Сергей Лавров на этом фоне заявил, что Россия не намерена первой выступать с инициативой урегулирования отношений с Турцией, но готова рассматривать соответствующие обращения Анкары. Этому обмену сигналами предшествовали заявления президента РФ Владимира Путина в ходе визита в Грецию в конце мая, по оценке Hьrriyet Daily News, открывшие "маленькое окно для примирения".

Примечательно также, что примерно одновременно произошли определенные изменения в списке условий, выдвигаемых российской стороной для примирения с Турцией. Так, пресс-секретарь президента РФ еще в своем заявлении от 1 июня отметил, что Россия ждет от турецкого руководства извинений, разъяснений и компенсаций за сбитый в Сирии российский бомбардировщик Су-24 и гибель пилота. В результате в числе условий Москвы теперь больше не фигурировало требование о наказании убийц российского летчика.

Действия Анкары не случайны и отражают нарастающую заинтересованность Турции в восстановлении отношений с Россией, что позволит турецким властям обеспечить положительный эффект сразу по нескольким направлением. На геополитическом уровне урегулирование конфликта с РФ позволит Турции вернуться к прежней модели внешней политики Турции, основанной на маневрировании между Западом и Россией и снизить нынешний уровень зависимости Анкары от ЕС и США. Турция особенно нуждается в этом на фоне усиливающегося давления со стороны Запада по курдской проблеме.

УСИЛИЯ АНКАРЫ ПО СБЛИЖЕНИЮ С МОСКВОЙ ПРЕДПРИНИМАЮТСЯ НА ФОНЕ наступления курдских сил против ИГ на севере Сирии в районе Манбиджа, которое осуществляется при поддержке американского, французского, а по некоторым данным и германского спецназа. Успех в районе Манбиджа позволит курдам объединить подконтрольные им территории, и в результате у границы с Турцией возникнет сплошной пояс курдского федеративного региона, что неизбежно окажет воздействие и на динамику внутреннего конфликта между властями Турции и Рабочей партией Курдистана (РПК) на юго-востоке страны. Параллельно продолжает оставаться в тупике выполнение миграционного соглашения Анкары с ЕС и процесс либерализации визового режима с Евросоюзом.  

Еще один фактор, толкающий Турцию на урегулирование разногласий с Россией, также связан с курдами, однако на этот раз с внутренним конфликтом между Анкарой и Рабочей партией Курдистана. У Турции, очевидно, вызывает опасения возможность военной помощи группировке со стороны России, особенно в условиях ее активных контактов с сирийскими курдскими структурами, тесно связанными с РПК. Примечательно, что последним  заявлениям Турции об отношениях с Москвой в мае предшествовал инцидент с уничтожением в Турции боевиками РПК ударного вертолета турецкой армии AH-1 Cobra.

По некоторым данным, вертолет был сбит с применением переносного зенитного ракетного комплекса "Игла" российского производства. Хотя курды могли приобрести ПЗРК на ближневосточном черном рынке, где в настоящее время находится в обороте оружие армий Ливии, Сирии и Ирака, в разное время попавшее в руки различных группировок, однако сам факт появления у РПК современного ПЗРК представляется настораживающим сигналом для Анкары, свидетельствующим о возможном неконтролируемом развитии конфликта с РФ.

Последним, но не менее значимым фактором, способствующим примирению Турции  с Москвой, являются экономический и энергетический аспекты, которые не менее важны и для российской элиты, тесно связанной с энергетическом комплексом. Конфликт с Россией ударил по турецкой экономике и прежде всего по туристическому сектору, усиливая тенденции, вызванные мировым экономическим кризисом. Турция остается ориентированной на поставки российских энергоносителей: попытки Анкары найти альтернативные источники поставок из Катара, Израиля и Азербайджана пока реализуются достаточно медленно.

В свою очередь турецкий рынок газа сохраняет свое значение для России: в январе-мае экспорт газа из России в Европу и Турцию вырос на 16 процентов, но конфликт с Турцией привел к кризису российской энергетической стратегии на южном фланге ЕС, предусматривающей строительство газопровода в Европу в обход Украины. После остановки проекта строительства газопровода "Турецкий поток" российской стороне не удается найти ему равноценную замену, а попытки реализовать проект Poseidon, призванный заменить "Турецкий поток", пока лишены конкретики.

СОЧЕТАНИЕ ЭТИХ ФАКТОРОВ ТОЛКАЕТ СТОРОНЫ К ПОИСКУ ПРИМИРЕНИЯ. Однако данный процесс на практике не двигается вперед, что связано не только с внутриполитическими соображениями и вопросами престижа, мешающими президенту Турции Эрдогану принять российские условия. Противоречия между странами носят более системный характер и связаны с сохраняющейся конкуренцией Анкары и Москвы в Сирии, где Турция и Россия находятся по разные стороны баррикады, поддерживая сирийских боевиков и действующего президента страны Асада соответственно.

По сути, примирение Турции и России упирается в сирийский конфликт, и в этих условиях отмеченный пересмотр внешней политики Турции может носить более комплексный и взаимосвязанный  характер, затрагивая и ближневосточное направление. Нарастающая угроза возникновения у границ Турции курдского федеративного образования, да еще и при прямом участии США, европейских стран и России, делает для Анкары второстепенной задачу по отстранению Асада (которая на данный момент не имеет решений) и выдвигает на первый план необходимость минимизации угрозы по курдскому направлению.

На этом фоне в турецких СМИ появляются статьи, в которых обсуждается возможность коренного пересмотра сирийской политики Турции, что в случае реализации позволит Анкаре снять основное противоречие в отношениях с Россией. В частности, речь идет об указанной возможности отказа от приоритетности отстранения от власти Асада в условиях выхода на первый план курдской проблемы. В свою очередь агентство Рейтер 14 июня отметило, что решимость Турции предотвратить формирование автономного курдского региона в северной Сирии может привести к смягчению требования о немедленном уходе президента Сирии Асада.

Агентство сообщает, что новое правительство Бинали Йылдырымa обозначило четыре направления политики Турции, которые подвергнутся изменению: Израиль, Россия, Евросоюз и Сирия. Отмечается, что изменения в последнем случае частично мотивированы осознанием того, что уход Асада может быть выгоден курдскому ополчению. Источник в правящей Партии справедливости и развития, заявив агентству, что Турция не собирается менять позицию в отношении Асада, в то же время отметил: "Но он не поддерживает курдскую автономию. Мы можем не нравиться друг другу, но в этом мы поддерживаем одинаковую политику".

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.