Сегодня в Ереван с официальным визитом прибудет министр иностранных дел России Сергей Лавров. Из Армении он отправится в столицу Азербайджана. Неофициальные московские и официальные бакинские источники утверждают, что целью его очередного регионального турне является подготовка нового раунда переговоров по карабахскому вопросу на высшем уровне. Официальный Ереван эти сведения не подтверждает, но в то же время и не опровергает. Так встретятся ли Серж Саргсян и Ильхам Алиев?

В понедельник помощник президента Азербайджана по общественно-политическим вопросам Али Гасанов в интервью телеканалу “Хазар” косвенно подтвердил готовность Ильхама Алиева к встрече. “Инициатива поступила от президента России Владимира Путина. Он обратился к президентам обеих стран, и сейчас готовится переговорный процесс. Возможно, в ближайшие дни начнется интенсивный этап переговоров”, - заявил он. Интересно, что информация о предстоящих переговорах впервые прозвучала именно из Баку. Идеолог алиевской команды поспешил анонсировать встречу на высшем уровне еще до того, как о возможности ее подготовки заявили ее инициаторы. Было бы логично, если бы Кремль сам сообщил о своем предложении, если таковое действительно имеется. Не трудно догадаться, почему Гасанову поручили выступить с этим заявлением. Сообщая о готовности к переговорам, Баку стремится представить дело так, будто новый раунд начинается с выигрышных для Азербайджана позиций. Ну а заявление пресс-секретаря президента Армении Владимира Акопяна о том, что “армянская сторона не обсуждала с сопредседателями возможность и сроки встречи на высшем уровне”, может создать впечатление, что в Ереване пока не знают, нужно ли им соглашаться на эту встречу или она нанесет только ущерб.

У Сержа Саргсяна, по-видимому, действительно есть сомнения в целесообразности возобновления диалога с Алиевым. Но вовсе не потому, что в ходе нового раунда переговоров у последнего могут быть более выгодные стартовые позиции. Провал устроенной Азербайджаном вооруженной провокации подтверждает, что за стол переговоров Ильхам Алиев сядет с тем же самым набором военно-политических аргументов, которыми он располагал до второго апреля. Перевеса, на который он рассчитывал, санкционируя вторжение в Карабах, Азербайджан не получил. А стало быть, диалог возобновится с той самой точки, на которой заморозился пять лет назад.

Говоря о том, что вопрос проведения встречи на высшем уровне не обсуждался, пресс-секретарь армянского президента вовсе не лукавил. Это предложение, по-видимому, привезет в собой Сергей Лавров. Что же касается возможной встречи на уровне министров иностранных дел Армении и Азербайджана, то Ереван в принципе не исключает такой возможности. Вот только о сроках ее проведения говорить пока рано. Сообщения некоторых московских СМИ, поспешивших анонсировать предстоящие переговоры Эдуарда Налбандяна с Эльмаром Мамедъяровым, оказались уткой. Во вторник утром российское информагентство “РИА Новости” со ссылкой на официального представителя МИД России Марию Захарову сообщило о том, что консультации на уровне министров иностранных дел двух стран состоятся в конце этой недели. Захарова не только опровергла эти сведения, но и и высказала свое возмущение в связи с дезинформацией. В то же время она подтвердила, что “поиск компромиссов продолжается и в ближайшее время будут анонсированы новые контакты на уровне глав внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана”.

Возможные консультации между Налбандяном и Мамедъяровым еще не будут означать, что состоятся также переговоры на высшем уровне. До того как инициировать встречу глава двух стран, посредникам (в данном случае – российским дипломатам) предстоит понять, есть ли предмет диалога. Если Ильхам Алиев действительно верит в то, что четырехдневная война сделала руководство Армении уступчивее, то он глубоко ошибается. Эффект от войны оказался обратным. Агрессия лишь убедила всех в том, что только наличие вокруг НКР контролируемого армянскими войсками пояса может служить реальной гарантией безопасности народа Арцаха. После всего того что случилось, говорить об одностороннем возвращении каких-то районов уже просто смешно. Инстинкт самосохранения заставил нас понять, что уступки в этом вопросе могут быть лишь в случае гарантий полноценного признания суверенитета Арцаха.

Заявления Сергея Лаврова в Баку позволяют судить о том, что на столе переговоров будет тот самый “Казанский документ”, который пять лет назад был приницпиально одобрен Арменией. Его подписание в столице Татарстана 24 июня 2011 года не состоялось из-за неожиданного отказа Ильхама Алиева от ранее достигнутых устных договоренностей. Потребовав внесения изменений в десять из четырнадцати пунктов этого двухстраничного документа, президент Азербайджана по сути провалил его принятие. Министр иностранных дел России косвенно подтвердил, что в случае возобновления переговоров их предметом будет все тот двустраничный документ. В этом смысле ничего нового. То есть Алиеву придется вновь обсуждать то, что он однажды уже отверг. Если бакинский правитель соглашается на это, значит он сам признает безуспешность собственных попыток оказать военными методами воздействие на дипломатический процесс.

Содержание “Казанского документа” стороны рассекретить не спешат. Но сведения о его содержании время от времени утекают. Недавно такая утечка была организована посредством московской газеты “Известия”. Издание, ссылаясь на источник в МИД России, сообщило, что суть российских предложений в следующем: Азербайджан получает часть территорий, составляющих пояс безопасности, и после ввода в зону конфликта международных миротворцев “легитимизируется Карабах”. (Под “легитимизацией”, надо понимать, подразумевается признание его промежуточного статуса.) Затем уже после открытия границы, восстановления экономических связей, возвращаются беженцы и спустя какое-то время проводится референдум о принадлежности региона. Все это легко умещается в рамки Мадридских принципов. Относительно новым можно назвать лишь идею размещения миротворцев. Полагаю, именно этот вопрос будет одним из наиболее спорных в ходе переговоров.

Является ли предстоящая миссия Сергея Лаврова проявлением особой миротворческой роли, на которую претендует Россия, или его инициатива согласована с другими сопредседателями Минской группы? Есть основания полагать, что Париж и Вашингтон добровольно и осознанно дали Москве флаг в руки. Об этом позволяют судить интенсивные дипломатические контакты, которые в последнюю неделю ведутся между странами-сопредседателями по карабахскому вопросу. Известно, что вчера Сергей Лавров обсуждал тему урегулирования армяно-азербайджанского конфликта с главой внешнеполитического ведомства Франции Жан-Марком Эйро. Сегодня на эту же тему замминистра иностранных дел России статс-секретарь Григорий Карасин говорил с послом США в Москве Джоном Теффтом. А до этого Лавров по телефону обсуждал Карабах с госсекретарем Джоном Керри. Так что Москва скорее всего имеет “мандат на лидерство” от других сопредседателей. Такой же “мандат” она  имела и пять лет назад, когда проявленная Ильхамом Алиевым непродуктивность привела к провалу ранее согласованных наработок. Как поведет себя Алиев на этот раз?..

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.