Президент Турции успешно использует нашего соотечественника в пропагандистской войне против Армении

Едва ли не главной интригой состоявшегося в ПАСЕ 26 января голосования по известным антиармянским докладам было то, что среди выступивших за их принятие был депутат-армянин. Как известно, включенный в состав турецкой делегации представитель правящей партии Маркар Есаян поддержал оба документа, способствуя, таким образом, признанию Арцаха “оккупированной территорией” и обвиняя соотечественников в “узурпации” водных ресурсов Нагорного Карабаха.

Так кто же такой Маркар Есаян, эксплуатируя которого турецкая пропаганда решает важные для себя вопросы? Попытаемся понять.

Вначале хочу напомнить, что за принятие провалившегося доклада британского депутата Роберта Уолтера “Эскалация насилия в Нагорном Карабахе и на других оккупированных территориях Азербайджана” в полном составе проголосовали только три делегации - Азербайджана, Грузии и Сербии. Вопреки ожиданиям официального Баку турецкая делегация не проявила в этом вопросе единства. Представитель прокурдской Демократической партии народов, чтобы не навлекать на себя гнев сограждан, но в то же время, чтобы не идти против принципов, решил покинуть зал незадолго до голосования. Посланец другой оппозиционной силы - Народно-республиканской партии - Ильхан Кесиджи при голосовании предпочел воздержаться, что тоже требовало определенной воли. Что мешало Маркару Есаяну поступить так, как сделали двое его коллег по делегации? Ведь это позволило бы ему “и волков прокормить, и овец сохранить”. Стремление Есаяна выглядеть большим католиком, чем Папа Римский (в данном случае – большим армянофобом, чем Реджеп Эрдоган), выдает истиные цели его включения в состав делегации в ПАСЕ. Голосование по первому же серьезному вопросу подтвердило, что депутат Есаян, якобы призванный отстаивать интересы армянской общины Турции, в действительности служит выполнению совершенно иных задач.

Турецкая и азербайджанская пресса переполнена публикациями, суть которых в следующем – насколько же неправы армяне, что даже их соотечественник голосует против них. Услуга, оказанная Есаяном азербайджано-турецкой пропаганде, действительно неоценима. Чем он будет вознагражден за это, пока не известно. Ну а от армянской делегации он уже получил то, чего заслуживал. Представители парламента Армении после голосования нашли самый доступный способ объяснить Есаяну, кем он является на самом деле. Депутат Наира Зограбян подошла к нему и в присутствии всех сказала на родном языке пару весьма “ласковых” слов, значение которых ему хорошо известно. Полагаю, эти слова знакомы и присутствовавшим при этом коллегам из Турции и Азербайджана, молча надлюдавшим за тем, как Маргарян, потупив голову, выслушивал оценку собственной личности. Полагаю, выслушанной оценки он в полной мере заслуживает.

С Маркаром Есаяном я познакомился в Стамбуле в 2009 году, когда он еще был заместителем редактора радикально оппозиционной газеты “Тараф”. За прошедшее с тех пор время в его политических воззрениях произошли странные перемены. В свое время он на страницах “Тарафа” жестко критиковал политику правителей. Это в полной мере касалось и Армянского вопроса, в котором взгляды журналиста выглядели весьма прогрессивными. Будущий депутат активно участвовал в мероприятиях, связанных с защитой прав армян, и не раз в прессе и на телевидении говорил о необходимости политической оценки совершенных младотурками преступлений. Но после парламентских выборов 2011 года Есаян стал все чаще оказываться в составе групп, сопровождавших президента и премьер-министра в ходе зарубежных поездок. Чаще стал появляться в эфире провластных телеканалов, комментируя события с позиций, близких к официозу. Когда в прошлом году небезызвестный Педрос Ширинголу предложил выдвинуть Реджепа Эрдогана на Нобелевскую премию, Есаян один из первых поддержал инициативу. 24 апреля – в день столетия геноцида – Есаян отметился лишь тем, что выложил на своих страничках в “Твиттере” и “Фейсбуке” заявление президента, по сути отрицающее факт организованного геноцида.

Разговоры о включении Маркара в избирательный список Партии справедливостии развития шли еще накануне прошлых выборов. Но в 2011-м Эрдоган на выборы армян решил не брать. Ну а когда в мае прошлого года Есаян оказался в проходной части списка правящей партии по второму стамбульскому избирательному округу, мало кто удивился. Примечательно, что правители решили выдвинуть его именно в том округе, где от оппозиционной Народно-республиканской партии баллотировалась тоже армянка. Наша соотечественница Селина Доганв отличие от Маркара Есаяна действительно проявляет себя как патриотка. Зная это, власти, выдвигая ей в соперники армянина, по-видимому, хотели отбить у нее электорат. Свою преданность партии и правительству Маркар Есаян не раз подтверждал делом. Вот что о нем сказал как-то премьер-министр Ахмед Давутоглу: “Мы всегда находили с армянами общий язык. Нашим кандидатом в депутаты является Маркар Есаян, работой которого я всегда был доволен. Этьен Махчупян – мой советник. Назначение армян на государственные посты - это и есть нормализация армяно-турецких отношений”.

Маркар Есаян еще до включения в избирательный список правящей партии уже активно работал на противодействие международному признанию геноцида. Это наиболее наглядно проявилось в 2012-м, когда в Национальном собрании Франции обсуждался законопроект о криминализации негационизма. Вот что он написал тогда в одной из своих статей: “Президент Франции Николя Саркози стремится урвать дивиденды с учетом предстоящих президентских выборов. Если армянин, погибший в Анатолии в 1915 году, мог бы реинкарнироваться, он бы плюнул в лицо Саркози, сказав: “Вы преследуете политические выгоды”. Однако его внуки почему-то этого не делают, руководствуясь кровной местью”.

Нет сомнений в том, что выдвижение Маркара Есаяна в меджлис и его включение в состав делегации в ПАСЕ было частью предпринимаемых турецким правительством пропагандистких мер, направленных на нейтрализацию усилий армянской дипломатии. Есаян уже пригодился Эрдогану в вопросе Карабаха и, несомненно, готов будет с тем же рвением служить хозяину, когда в Страсбурге речь зайдет об армянском геноциде. Эрдоган и Давутоглу не зря связывали с ним столько надежд. Стратегия эта не новая. Стамбульский псевдоисторик Левон Панос Дабагян, который вот уже 40 лет доказывает, что никакого геноцида не было, еще в 2010-м обратился к правителям с призывом активнее вовлекать во власть преданных турецкому отечеству армян, дабы они могли с самых высоких трибун “развенчивать миф об армянском геноциде”. Собственно, это и делается. Первым стал Этьен Махчупян, которому накануне столетия геноцида правители деверили пост главного советника премьер-министра. Но у него нашлось достаточно чести, чтоб отказаться от наиболее грязной работы. Он подал в отставку спустя всего несколько месяцев после назначения. У Есаяна совести оказалось меньше.

Стамбульские армяне знают, кто на самом деле Маркар Есаян. Стамбульская армянская газета “Агос” еще несколько лет назад предсказала ситуацию, с которой мы столкнулись 26 января. Тогда редактор газеты Робер Копташ в ходе развернувшейся на газетных страницах полемики, обращаясь к Есаяну, написал: “Если вы читали повесть про “Товарища Панджуни”, вы знаете значение слова “Пнакалез”. (В переводе с армянского – лизоблюд.) Вы, ребята, мастера в этом деле. Не нам вам объяснять, как нужно лизать корыто ваших владельцев. Приятного аппетита…” Хорошо сказано. Добавить мне к этому нечего.

На снимках: Милица Маркович; Роберт Уолтер с супругой-турчанкой позирует с турецким паспортом, рядом Мевлют Чавушоглу; Маркар Есаян.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.