Уже несколько дней слежу за скандалом, разворачивающимся в Армении. 

Бывшему министру иностранных дел Вардану Осканяну предъявили обвинение в отмывании денег. А поскольку он депутат парламента, то, по закону, прокуратура должна была обратиться к парламенту с просьбой лишить Осканяна депутатской неприкосновенности. Прокуратура обратилась, и парламентарии ей вняли. То есть Осканяну может быть предъявлено обвинение.   

Еще до голосования я то и дело читал разные статьи и письма в защиту Осканяна. Их было много. И их объединяет то, что его защита ведется в терминах политических, а не правовых. Причем ведется очень ярко и выразительно. Интерес к его делу проявляют западные посольства, экс-президент Роберт Кочарян написал письмо в его защиту, о нем написал даже Washington Post.  

Это, в общем, понятно, потому что Осканян -- фигура политическая, деятель крупного масштаба, он был министром иностранных дел целых десять лет, и при этом оставался приличным человеком. 

Мне его политика не нравилась, я ее считал провинциальной, изоляционистской, не всегда конструктивной. Но при этом я не мог -- и не могу -- не отмечать того, что в личном общении Вардан всегда был (думаю, и остается) харизматичным человеком, высокообразованным и интеллигентным. Я знаком с ним уже семнадцать лет и всегда положительно отзывался о его личных качествах. 

Но это было лирическое отступление -- вернемся к сегодняшнему дню. 

Так вот, к защите Осканяна подключаются разные политические деятели еще и потому, что он -- политик оппозиционный, в каких-то вариантах мог рассматриваться и как кандидат в президенты на ближайших выборах. 

С другой стороны, доверие к прокуратуре в Армении невысоко (это я еще смягчаю). Я лично ей не доверяю, потому что помню, как бездарно вела она дело по покушению на меня и как она его быстро закрыла при первой же возможности. И, полагаю, в случае с Осканяном многие полагают, что правоохранители могли тут выполнять политический заказ. 

Публикаций, в которых объяснялось бы, в чем именно обвиняют Осканяна мне попадалось немного. Но из нескольких заметок, написанных, как правило, кривым и малопонятным казенным языком, вырисовывается такая картина (поправьте меня, если я чего-то не понял): некий человек продал в Армении акции своей компании на сумму, превышающую миллион долларов. 

Совершив сделку, он передал деньги Осканяну на нужды его организации "Сивилитас". Но при этом деньги ушли не на счет организации, а на личный счет Осканяна. Проблемы тут, в общем-то, нет, потому что если этот человек доверял Осканяну настолько, что согласился передать такую большую сумму лично ему, не сомневаясь, что он потратит эти деньги на нужны "Сивилитаса", -- на здоровье.

Но  есть там проблема. Она в том, что при таком раскладе (не хочу говорить схеме) не платятся налоги. Я не знаю, сколько они должны были составить со сделки на сумму, как минимум, 1.3 миллиона долларов, но подозреваю, что немало.

Если это все правда -- я подчеркиваю: если это правда, то Осканяну придется отвечать на неприятные вопросы.

Если это политический заказ, то такой грубый процесс, конечно, Армении сейчас совершенно не нужен.

И есть еще один аспект. Я много раз говорил об избирательном правоприменении. Оно выглядит примерно так: если два человека совершили одно и то же нарушение, например, паркуются в неположенном месте, то одного наказывают за неправильную парковку, а другого -- нет, потому что он каким-то образом связан с властями, или с ГАИ, или  с теми, и с другими.

Так вот: я бы очень не приветствовал, если бы Осканян оказался в роли того, кто был наказан за неправильную парковку. Хотя мне трудно представить, как руководители неправительственных организаций скрывают от государства сумму, превышающую миллион. В Армении, насколько мне известно, таких организаций просто нет...  

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.