Фото: uznayvse.ruТребование в форме ультиматума – 15 января до 17:00 по местному времени передать армянским правоохранителям военнослужащего Валерия Пермякова, обвиняемого в совершении громкого убийства семьи из шести человек, - выдвинули участники  многочисленного митинга, который прошел перед 102-ой российской военной базой, расположенной в городе Гюмри.
 
Акции протеста с соответствующим требованием были проведены также в Ереване перед зданием посольства России в Армении и резиденцией президента страны. На митингах не только выдвигались чисто правовые требования. Манифестанты ставили под сомнение российско-армянское стратегическое союзничество в целом.
 
Попытки политизировать трагедию очевидны, но они, по мнению аналитиков и наблюдателей, подпитываются действиями самой России, которая вместо того, чтобы «передать преступника в руки армянского правосудия, единолично приводит расследование дела».    

«Непредсказуемые последствия»  

В настоящее время убийство расследует российская сторона, а солдат срочной службы Пермяков находится на территории военной базы.

Если его не передадут армянским правоохранительным органам, митингующие намерены идти «до конца» и грозятся «непредсказуемыми последствиями».

«Участники митинга могут пойти на самые «ненормальные действия» в случае невыполнения выдвинутого требования. А именно – чтобы этот поддонок (имеется в виду преступник – прим. ред.) был передан армянской стороне, его судили по всей строгости армянского законодательства, и он отбыл срок заключения именно на территории нашей страны без экстрадиции.

Они (участники митинга – прим. ред.) готовы к этому, и вся ответственность за дальнейшие действия ляжет на власти страны», – заявил в комментарии корреспонденту КАВПОЛИТа один из участников акции протеста в Гюмри, глава клуба журналистов «Аспарез» Левон Барсегян.

Участники митинга могут пойти на самые «ненормальные действия» в случае невыполнения выдвинутого требования – Левон Барсегян

В ночь с 12 на 13 января на армяно-турецкой границе российские пограничники задержали военнослужащего 102-ой российской военной базы Валерия Пермякова, разыскиваемого по делу убийства в Гюмри армянской семьи из шести человек.

На фото Валерий Пермяков. RFE/RL

Его перевели на базу, где он и признался в содеянном. По словам Пермякова, он не планировал убийство, сбежав с базы и прихватив автомат Калашникова. Он зашел в дом Аветисянов, поскольку хотел выпить воды. Заметив, что хозяева дома его увидели, и решив, что они «могут сдать», расстрелял семью, в том числе двухлетнего ребёнка. После чего сбежал оттуда, оставив орудие убийства и военные сапоги.    

Дело в настоящее время расследует прибывшая из России специальная комиссия под руководством заместителя министра обороны РФ. Этим недовольны некоторые оппозиционные и властные круги (правда, они об этом заявляют лишь в частных беседах), а также большая часть политически активной армянской общественности.

Хотя ранее говорилось, что дело будут расследовать армянские правоохранители, однако затем Генпрокуратура страны в специальном заявлении отметила: «Дело находится под юрисдикцией российской стороны, поскольку этого требуют их законы и Конституция. О выдаче преступника армянским правоохранителям речи нет».

Лед тронулся?  

Заявление Генпрокуратуры стало причиной массовой протестной акции в Гюмри 14 января. Несколько тысяч жителей города и других районов страны пошли шествием к российской базе, оцепленной полицейским кордоном.

У базы участники акции выдвинули требование в форме ультиматума – отдать преступника в руки армянского правосудия. К участникам митинга вышел прокурор Ширакской области, который с места события по требованию митингующих позвонил генпрокурору – узнать, на каком этапе находится решение вопроса о выдаче подозреваемого армянским правоохранителям.

Ранее генпрокурор Геворг Костанян обещал представить результаты переговоров с российской стороной днем 15 января. Но уже через несколько часов, после совещания в резиденции президента, он заявил журналистам следующее: «Я уверяю, что преступник понесет уголовное наказание на территории Армении. У нас у всех будет возможность наблюдать за всем этим процессом».

При этом Костанян не уточнил, будут ли расследовать дело армянские правоохранители или до суда Пермяков останется под юрисдикцией российской стороны.

Армянские правоохранители и журналисты скептически относятся к заявлению Костаняна. На из взгляд, это всего лишь намерение «успокоить граждан страны и выигрывать время».

В частности, Левон Барсегян считает заявление Костаняна манипуляцией.

«Я знаком с манипулятивными высказываниями Костаняна. Если нам скажут, что преступник передан армянской системе правосудия и армянские следователи будут вести расследование, в котором, конечно, могут участвовать и их российские коллеги, проблем нет.

Если же нам говорят, что преступник понесет наказание на территории Армении, но он продолжает содержаться на российской базе и под юрисдикцией российских следователей, это уже издевательство над нами», – говорит журналист.

Как отмечают армянские правозащитники и юристы, согласно подписанному между Арменией и Россией в 1997 году международному соглашению, преступник должен быть осужден по законам Армянской Республики и понести наказание в Армении.

Такой позиции придерживаются самые авторитетные юристы и правозащитники страны, ссылаясь на вышеуказанный документ и Конституцию России. В пункте 4 статьи 15-ой Конституции РФ говорится: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Статья 4 российско-армянского международного соглашения гласит: «По делам о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных на территории Республики Армения лицами, входящими в состав российской военной базы, и членами семей этих лиц, применяется законодательство Республики Армения, действуют ее компетентные органы».

В ожидании следующего митинга

По итогам митинга перед российской базой было принято решение собраться в Гюмри15 января в 17:00 и провести очередную масштабную манифестацию. В новой акции, согласно информации Барсегяна, примут участие жители Гюмри и других городов страны.

«Наше основное требование – передать преступника армянской стороне, осудить его по армянским законам, чтобы он отбыл срок заключения именно на территории нашей страны, – еще не выполнено. В связи с этим граждане Армении соберутся в Гюмри, чтобы узнать – выполнено ли их требование», – пояснил Барсегян.

 

По его словам, общество недовольно позицией Генпрокуратуры Армении, которая в восприятии граждан стал структурой, защищающей интересы России.

 

«Так было воспринято заявление Генеральной прокуратуры. В нем были приведены цитаты из российской Конституции. Пусть российская сторона этим займется, а Генпрокуратура Армении должна защищать интересы своих граждан», – подчеркнул Барсегян, добавив, что лишь после проведения масштабной акции протеста власти страны «зашевелились».

Общество недовольно позицией Генпрокуратуры Армении, которая в восприятии граждан стал структурой, защищающей интересы России

«Митингующие двинулись в сторону военной базы, поскольку не получили ответа на свои вопросы от областного прокурора и губернатора Ширакской области, который в настоящее время выполняет функцию председателя похоронной комиссии», – рассказал собеседник КАВПОЛИТа.

 

Он также отметил, что митинг в Гюмри был организован спонтанно, по желанию самых граждан и без применения особых организаторских усилий. «Нет, никакого лидера или организатора митинга и не будет. Все вопросы будут решены путем голосования участниками митинга на месте, как это случилось сегодня несколько раз», – сказал он.

По словам Барсегяна, в Гюмри мало кто верит в официальную версию – «что якобы преступник зашел выпить воды и расстрелял семью».

В Гюмри мало кто верит, что Пермяков зашел выпить воды и расстрелял семью

«В сказки о том, что Пермяков зашел выпить воды и расстрелял семью, никто не верит. В Гюмри нет дома, куда зашел бы солдат выпить воды, и там его бы не накормили. Одним словом, люди могут пойти на самые крайние действия, если завтра не услышат удовлетворительного ответа на свое требование.

Пусть передадут его в руки армянского правосудия, чтобы мы следили за всем процессом. А не так, чтобы русский следователь рассказал о ходе дела армянским правоохранителям, а наши следователи рассказали нам сказки», – заключил он.

 

«Это не первый случай»    

Помимо вопроса передачи преступника местным правоохранителям, жители Гюмри, как заметил Барсегян, намерены поднять также вопрос «царящих нравов на самой базе».

 

«Это не первый случай, и все знают, что на российской базе царит бардак. Солдат может сбежать из караула с оружием в руках. Этот вопрос должен быть решен.

Подобные трагические события случились и раньше – к примеру, в 1999 году (когда двое российских военнослужащих в нетрезвом состоянии открыли огонь в центре города, в результате чего погибли двое и семеро получили ранения – прим. ред.). Не стоит забывать также о взрыве мины на полигоне «Камхуд» 102-ой базы, в результате чего погибли двое несовершеннолетних», – напомнил глава клуба журналистов.

 

Обратившись к властям страны, он заявил: «Если нельзя установить порядок на базе, пусть президент и генпрокурор разместят ее прямо на своем дворе».

 

P.S. 15 января Гюмри посетит генпрокурор Армении Геворг Костанян. На встрече с жителями он обещал подробно представить ситуацию с расследованием дела. 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.