О "бесконечности" революции в Армении и опасном прецеденте


10:30 , 18 мая, 2018
Доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, политолог, кавказовед Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co представил некоторые наблюдения по развитию постреволюционной ситуации в Армении.

16 мая группа участников массовой акции протеста ворвались в здание городской администрации армянской столицы и потребовала встречи с мэром Тароном Маргаряном. Затем они провели шествие по центру города и разошлись по домам. Однако есть основание полагать, что эта акция не последняя, у мэрии остаются противники главы горадминистрации. Впрочем, у Тарона Маргаряна обнаружились и сторонники, которые провели контракцию. Каков политический смысл всего этого? 

Ереван играет особую роль в армянской политической жизни. Здесь сосредоточено более трети всех избирателей страны. И поэтому городские выборы здесь всегда были событием общенационального значения. После того, как Республиканская партия официально перешла в оппозицию, а Пашинян стал премьером, "командные высоты" в Ереване остались за РПА. За ними большинство в Совете старейшин, высшем представительном органе столичного муниципалитета, пост мэра занимает Тарон Маргарян, второй номер в общенациональном списке партии на прошлогодних парламентских выборах. В июне прошлого года он в третий раз занял должность столичного «городского головы». 

После того, как в стране сменилось правительство, многим кажется логичным смена и городской власти. По словам Алена Симоняна, видного деятеля пашиняновского "Гражданского договора", "старая правящая элита должна уйти, чтобы не парализовать работу страны". Между тем, если говорить о демократических правилах, к которым склонны апеллировать сторонники нового премьера, то они не предполагают автоматического обновления муниципальной власти только потому, что на общенациональном уровне произошли изменения. Более того, в практике западноевропейских стран нередки случаи сосуществования правого кабинета и левых мэров, как и наоборот. 

Но, похоже, революционная целесообразность диктует свою логику. Пока ситуацию удается держать под контролем. Не исключено, что в итоге будет найден такой выход, как досрочные выборы в Совет старейшин (мэра Еревана выбирают городские депутаты). Однако целесообразность такого хода может создать интересный и в то же время опасный прецедент, когда "коабитация" рассматривается не как выход из сложной ситуации, а как помеха для "цементирования" новой властной элиты. Как минимум, ереванская история становится серьезным внутриполитическим тестом для Пашиняна - премьера.