Спитакское землетрясение: 28 лет жизни после смерти


10:10 , 7 декабря, 2016

Со дня самого страшного и разрушительного землетрясения в истории Армении, охватившего почти половину ее территории, прошло 28 лет. Были разрушены города Спитак, Ленинакан (ныне Гюмри), Кировакан (Ванадзор), Степанаван и еще сотни населенных пунктов. Погибли 25 тысяч человек, 19 тысяч стали инвалидами, больше полумиллиона остались без крыши над головой. 

О том, смогли ли армяне справиться с психологическими последствиями катастрофы, как она повлияла на оставшихся в живых и как преодолеть посттравматический синдром рассказала психолог Ирина Цатурян. Агентство "Новости-Армения" собрало также десять важных фактов, связанных с землетрясением. 

Беда не приходит одна

"Страшная катастрофа настигла Армению в то время, как в нашу страну уже прибыли первые беженцы из Азербайджана (бежавшие от армянских погромов - ред.). А ее последствия оказались настолько ужасающими, что ощущаются по сей день", - сказала Цатурян.

По ее словам, именно после землетрясения у населения Армении начали проявляться страхи, неустойчивость к стрессам. Все это усугубилось карабахской войной, блокадой и сложившейся вследствие этого тяжелой экономической ситуацией и вкупе привело к массовой эмиграции из зоны бедствия, в том числе трудовой.

"В результате, целое поколение жителей зоны бедствия выросло в неполных семьях, что наложило на них свой отпечаток", - сказала Цатурян.

Армянский дух не сломить

"Армяне являются парадоксальной нацией, которая умеет приспосабливаться к любым условиям и обстоятельствам и двигаться вперед. Армяне в очередной раз поняли, что могут объединяться перед лицом трагедии", - сказала Цатурян.

Она вспомнила, что нередки были случаи, когда матери, потерявшие во время землетрясения детей, рожали вновь, даже несмотря на возраст и состояние здоровья. После землетрясения все поняли, что нельзя думать только о себе, своем благополучии. 

"Армяне на протяжении своей долгой истории научились справляться с разными катастрофами, и хотя они навсегда остаются в генетической памяти, мы все-таки выжили", - сказала Цатурян.

Мы все в долгу перед зоной бедствия

"Хотя Армения приобрела опыт, правильные выводы так и не были сделаны. Мы не должны вспоминать о зоне бедствия только в день его годовщины. Надо помнить о многочисленных инвалидах, жизнь которых особенно тяжела в неблагополучной Армении", - сказала Цатурян.

По ее словам, это необходимо, в первую очередь, каждому из нас, так как забота о ком-то, помощь, способность сопереживать делают нас лучше, добрее, отзывчивее. 

Жизнь продолжается...

Психолог посоветовала, что делать, чтобы постепенно преодолеть посттравматический синдром, оставшийся в наследие после землетрясения.

"Невозможно бесконечно лишь оплакивать погибших, необходимо что-то делать. Например, поехать в зону бедствия, собирать что-то для тех, кто в этом нуждается, организовывать культурные либо другие программы", - сказала Цатурян.

Десять фактов о Спитакском землетрясении