Гарик Мартиросян о своей семье и о связях с Арменией


15:55 , 16 апреля, 2015

Гарика Мартиросяна, на сегодняшний день, можно назвать чуть ли не самым известным армянином России. Остроумный, колкий, талантливый юморист, умеющий петь, да еще как (!), на протяжении многих лет является лицом Comedy Club. Представляем вниманию читателей эксклюзивное интервью Гарика Мартиросяна газете армян России «Еркрамас». Беседу провели активисты регионального отделения КАМР в Сочи – организации «Народная Память» Самвел Власов и Гор Алексанян.

- Скажите, Гарик, хорошо ли Вы знаете свою родословную? Откуда Ваши корни? В каком регионе Армении проживали Ваши прадеды и более ранние предки?

- Я, естественно, свою родословную до нашей эры, как и любой, наверное, нормальный человек, не знаю, потому что это просто невозможно. Зная нашу историю, я предполагаю, что мои дальние родственники не раз меняли место обитания, но есть такая история, что где-то в 16-17 вв. мои родственники были священниками в Салониках, в Греции, откуда переехали жить в Армению. Не знаю, насколько это правда, но у нас в семье эта история передается от поколения к поколению.

Наша фамилия на самом деле была Тер-Мартиросян, это был род священнослужителей, если можно так сказать, но, как и у многих других, в советский период приставка «Тер» была упразднена. Тем более, что мой дед был членом Коммунистической партии Советского Союза. В связи с этим фамилия и претерпела такое изменение, хотя у прадеда она еще была Тер-Мартиросян.

Насчет того, откуда мои родители: со стороны мамы, дальние родственники – прадед, дедушка из Красносельска – это район, который находится к востоку за озером Севан, а со стороны отца – все родом из Иджевана в Тавушской области. Иджеван – это прекрасный город, очень живописный, который находится (это я говорю для туристов, если кто-то захочет его посетить) на полпути между Ереваном и Тбилиси. Вот оттуда мои корни.

- В одном из своих интервью Вы говорили, что воспитываете детей в армянском духе, учите их армянскому языку и обычаям. Cкажите, есть ли успехи в обучении?

- Во-первых, я это делаю не специально, просто мы дома разговариваем по-армянски, и дети мои очень часто проводят время в Ереване. Мой брат и бабушка часто приезжают в Москву, окружение у детей получается армянским, тем более что у меня здесь очень много друзей-армян. Дети моих друзей тоже говорят на армянском, и это не специальный процесс, а органичный, все как-то получается естественно. В 10 лет моя дочка читает и пишет по-армянски, свободно разговаривает. Cыну 5 лет и на этом уровне он достаточно хорошо говорит по-армянски. Читать пока не умеет, но я считаю, что воспитывать детей в армянском духе - это не значит только учить их армянскому языку. Это целый комплекс всякого рода культурных мероприятий, даже на элементарном бытовом уровне. Дочка и сын смотрят армянские мультики - и старые, и новые. Ходим на концерты армянской музыки. И так далее, все не буду перечислять. Какие это даст плоды в будущем, я не знаю, но, во всяком случае, это сейчас происходит, дети не чувствуют себя обделенными в этом плане. Очень любят Армению, Ереван, им нравится ездить туда. Одним словом, они любят все, что связано с Арменией. Это все с раннего детства им прививается.

Гарик Мартиросян

- Гарик, ваша супруга - не армянка, а она умеет говорить на армянском?

- Моя супруга прекрасно понимает армянский язык, смотрит армянские сериалы, художественные фильмы, это я говорю уже о сложных материях, но сама не разговаривает на армянском. Она стесняется, ей кажется, что у нее акцент. Среди ее подруг и друзей много армян, но это не из-за того, что она - моя жена. Просто, к примеру, она дружит с Эдиком Илояном и его семьей, которые живут в Москве. Также мы дружим с семьей Жени и Славы Муруговых, и так получилось, что у Жени сестра вышла замуж за армянина, соответственно и она с ним общается и т.д. Она общается с армянами не из-за того, что они армяне, просто в Москве много наших соотечественников - талантливых хороших ребят. Самая близкая подруга Жанны (супруга Г.Мартиросяна) - жена Артура Джанибекяна Элина, она из Еревана. Общаются и на русском, и на армянском. Друзья могут говорить с ней по-армянски, она отвечает по-русски. Надо отдать Жанне должное, она за 15 лет прекрасно выучила язык, от нее ничего уже не скроешь, даже если мы бегло говорим на ереванском жаргоне, она понимает абсолютно все.

- Это здорово. Насколько я знаю, она Вам и блюда армянской кухни готовит.

- Жанна родилась и выросла в Сочи и, соответственно, знает не только язык. Половина города – армяне, поэтому Армения для нее так понятна, ну и естественно, армянская культура, кухня и быт ей близки. С детства она общалась с армянами, у нее мама из Кисловодска, где также много армян, она сама училась там в университете, так что это для нее это все прекрасно знакомо, близко и все родное. По национальности Жанна - еврейка, и я очень сильно давлю на нее, говорю: «Вот армянский ты выучила, русский знаешь с детства, английский, немецкий… но выучи уже иврит». Она сейчас учит.

- В этом году армяне всего мира отмечают столетие Геноцида армян в Турции. В каких мероприятиях в связи с этим Вы принимаете участие?

- Этот день у меня проходит, как и у всех жителей Еревана. Находясь в Ереване, мы все, независимо от возраста, идем пешком к мемориалу в Цицернакаберде возложить цветы. Я думаю, все у кого есть возможность, в этот день прилетают в Ереван, и не только армяне. Все, кто дружит с армянами и прекрасно относится к Армении, специально прилетают почтить память жертв. В этом году в Ереван едет практически весь Comedy Club и все, кто с нами работает и имеет к нам отношение: наш шеф-редактор Алексей Ляпоров, Слава Дусмухаметов, а также генеральный директор ТНТ – Игорь Мишин возложит цветы к памятнику жертв геноцида, одним словом , все, у кого есть физическая возможность прилетят почтить память жертв. Причем, я хочу отметить для тех, кто не очень хорошо знаком с историей, дата 24 апреля выбрана всего лишь как день памяти, а сам геноцид совершался на протяжении нескольких лет. Это была хорошо спланированная на государственном уровне, жестокая, страшная акция.

Добавлю, что благодарен ТНТ и Газпром-медиа, они отменили Comedy Club в этот день по нашему обоюдному согласию. 24 апреля мы заменили его фильмом, до фильма в 21:00 пойдет десятиминутный ролик на тему памяти жертв Геноцида армян, в котором снялись звезды ТНТ. Это серьезный шаг, и я благодарен руководству ТНТ, тем более, что это развлекательный канал, а не новостной. Да, это может показаться странным для зрителей, не знающих нашу историю. Это будет для них напоминание о нашей трагедии, которую забывать нельзя.

- Скажите, как Вы считаете, смогут ли армяне когда-нибудь простить туркам то зло, которое было совершено ими против армян. Если это возможно, то при каких условиях может это быть?

- Нет, вообще-то, надо разделять турок, которые сейчас живут в Турции от тех, кто проживал там 100 лет назад, и всех, кто участвовал в убийствах. Во-первых, тогда, как и сейчас, среди турок есть много людей, которые признают Геноцид армян. Их очень мало, но они есть - это писатели, поэты, представители интеллигенции. Например, Орхан Памук - всемирно известный турецкий писатель. Даже есть такие жители Турции, которые не признают геноцид, но стараются поднять этот вопрос: журналисты, политики, режиссеры. То есть, этот вопрос неправильно так рассматривать: «простят ли армяне, когда-нибудь турок или не простят?». Я думаю, что всегда в народной памяти будет жить эта трагедия. С другой стороны, кого прощать? Людей, которые совершили преступления, уже давно нет в живых, а многие были ликвидированы армянскими патриотами, которые были свидетелями этих событий. Они не могли допустить, чтобы преступники остались в живых, чтобы не был совершен суд над ними. Вот, если бы был произведен надлежащий суд, и все бы признали геноцид, понятно никто никого бы не ликвидировал. Тех, кого уже нет в живых – конечно, невозможно простить, потому что они совершили злодеяние.

Гарик Мартиросян

- А на государственном уровне?

- Если речь идет о международных отношениях на государственном уровне, я еще раз повторю, что много раз встречался с турками, которые проживают в нынешней Турции. Не с теми, кто говорит по-русски, живёт в России и занимается бизнесом, а с турками, которые не говорят ни по-армянски, ни по-русски, эти люди не то, что не признают геноцид, они порой первый раз слышат об этом. То есть, большая часть населения Турции практически не знает, что имели место такие события. Вот я встречался с пятью турками, примерно моего возраста - лет 40, они влиятельные предприниматели в Кемере и Анталии, никак не связаны ни с Россией, ни с Арменией. Мы встретились как-то случайно заграницей за большим столом. Я узнал, что они из Турции, и спросил, как они относятся к этой проблеме. Они в недоумении разводили руками и говорили: «О чем вы говорите?». У одного из них, как выяснилось, бабушка - армянка, он сам турок, и он говорит, что вообще не понимает, о чем идет речь. То есть я хочу сказать, что население Турции, к которому мы должны относиться хорошо или плохо, прощать или не прощать, оно в большинстве своем, даже не знают об этих страшных событиях. А те, кто узнают, бывают очень сильно шокированы, и поэтому сложно сейчас ответить на этот вопрос, могут ли армяне кого-то прощать в Турции. Конечно, могут, но этому событию надо придать юридический формат. Турция должна признать не только Геноцид армян, но и геноцид понтийских греков, ассирийцев, остальных народов, там же гибли люди и других национальностей, причем достаточно в большом количестве. Но, к сожалению, Турция отрицает Геноцид армян. Необходимо, чтобы вопрос признания перешел в юридическую плоскость и об этом очень много говорится за последние сто лет.

- Как вы считаете, можно ли считать предателями тех армян, которые едут на отдых в Турцию, не признающую Геноцид армян?

- Конечно, нельзя это считать предательством, хотя сам в Турции не был никогда и не собираюсь. Есть много армян, которые едут в Турцию не то чтобы отдыхать, они едут туда посмотреть разрушенные армянские памятники, армянские земли. Мои друзья совершили восхождение на гору Арарат, во главе с Артуром Джанибекяном – нашим главным продюсером. Это было года три назад, они поехали на армянские территории, которые турки отрезали от Армении. Что значит не ездить в Турцию? Почему не ездить? С одной стороны, это наши земли, на которых жили наши предки и до сих пор там живет какое-то количество армян, то есть просто туда не ездить, потому, что это Турция, ну это как-то странно. Но нельзя судить в целом, это дело каждого человека.

- Тем не менее, Вы туда не ездили с целью отдыха?

- Я не сказал бы, что я туда специально не ездил. Просто не ездил, особого желания не было. Лучше поехать в Сочи, если речь идет об отдыхе.

- Скажите, Гарик, интересуетесь ли Вы современной ситуацией в Армении, в Арцахе, на карабахско-азербайджанской границе? И если интересуетесь, то что является для вас источником информации?

- Источник информации, как и у многих армян, которые живут в Москве, это интернет, потому что не часто удается смотреть армянское телевидение в столице, хотя у меня дома оно есть.

Когда от друзей узнаю, что на границе тяжелая ситуация, перестрелки, могу зайти в интернет новости почитать. Но какого-то конкретного издания не могу назвать. Я очень далек от политики, и ею не интересуюсь. Я имею в виду не только политическую жизнь в Армении, а политическую жизнь вообще. Просто не хватает времени, какие-то обрывки информации доходят. Конечно, меня очень беспокоит эта ситуация. И в Карабахе, и на границе, мы часто слышим, что идут перестрелки. Конечно, я, как и все здравомыслящие люди, за мир. Чем раньше все эти вопросы будут урегулированы, тем быстрее наступит окончательный мир, и наши молодые солдаты не будут погибать просто так. Непонятно, почему в них стреляют. Просто погибают молодые ребята в мирное время. Это большая трагедия!

- Должно ли мировое сообщество способствовать ликвидации последствий Геноцида армян или эта проблема лежит на плечах самих армян?

- Нет, армяне одни не могут ничего сделать без дружеской или политической, юридической помощи других стран, особенно тех стран, которые имеют сильное влияние – Россия, ЕС, США. Я считаю, что армяне и в этих странах, и в США, и в РФ должны делать свое дело, помнить про эти страшные события, всячески напоминать об этом разными методами. А без поддержки этих стран на самом высоком уровне со всенародным признанием, ничего не произойдет. Конечно, все эти 100 лет армяне делали очень многое для признания геноцида, начиная от самых известных деятелей – Шарля Азнавура, и представителей интеллигенции и политиков, заканчивая простыми рядовыми армянами. Но, как мы видим, признание геноцида очень медленно сдвигается с места. И это проблема не в армянах и наших друзьях, проблема в самом руководстве Турции, которое из года в год всячески отрицает и делает все, что угодно, чтобы не признавать совершенное злодеяние.

- Вы часто бываете в разных странах. Как армянские общины встречают вас, и как относятся к вашему приезду?

- Хорошо встречают, это основной контингент людей, которые и во время КВН ходили на наши концерты, и сейчас идут. Очень многие армяне, где бы они ни жили, активны, в том числе в культурном плане. Армяне и память о страшных событиях умеют хранить, и, с другой стороны, очень жизнерадостный и оптимистичный народ. Армяне очень любят и веселиться, и посмеяться, и пошутить. Поэтому, куда бы мы ни ездили с гастролями, мы встречаем армян не только на концерте, но и после него. Я, практически, наизусть знаю армянские рестораны всех городов России, Украины, Прибалтики, Евросоюза и США. У нас практически не было случаев, чтобы представители армянской диаспоры не пригласили бы нас куда-нибудь посидеть, поболтать, посмеяться, погрустить, вместе провести время. То есть, армяне очень активны везде. И это меня очень радует!

Гарик Мартиросян

- Мы представляем сочинскую организацию «Народная память» и, естественно, наши ребята также просили задать вам некоторые вопросы. Говорят, что в жизни комики очень серьезные люди, а вы какой? Тот же Гарик, что и на сцене или более серьезный, как бизнесмен?

- Нет, ну это такой стереотип, который опять же нельзя распространять на всех. Это то же самое, что говорить о музыкантах. Говорят, что они в жизни не очень музыкальны, это - и правда, и неправда. Мы все - обычные люди, как и наши зрители, поэтому в жизни когда-то бывает грустно, когда-то бывает весело. Я отвечу просто - мы адекватные люди. Мы не пытаемся веселиться там, где не надо, но стараемся не грустить, поддерживаем бодрое настроение. Конечно, у нас юмористическая программа. На сцене приходится быть в более веселом расположении духа, чем обычно, но это не значит, что мы беспричинно веселящиеся люди.

- Теперь, вопрос от председателя нашей организации Артура Геворкяна. Он, к сожалению, не смог приехать, но ему интересно, танцуете ли вы дома или на каких-то праздниках кочари?

- Именно кочари я не танцую, потому что это достаточно сложный народный танец, ему надо специально учиться. Но на свадьбах или других мероприятиях танцую армянские танцы, правда, делаю это плохо. Я даже хореографию плохо оцениваю, поэтому меня и в шоу «Танцы» на ТНТ всего один раз пригласили. Я очень скромно оцениваю свои танцевальные способности.

- Вопрос от активиста нашей организации Артака Абеляна. Гарик, скажите, повлияли ли армянские гены на ваш талант? Не каждому дано, так смешить людей.

- Я думаю, обязательно повлияли. Но что значит мой талант?! Насчет юмора я не знаю. Но вот, допустим, мой папа очень хорошо рисует, соответственно, я тоже очень хорошо рисую. Также и папа, и мама хорошо поют, и дедушка, со стороны мамы, тоже и пел, и на пианино играл. У родного брата очень сильный, красивый голос, но он не певец, занимается серьезными политическими делами. Я думаю, что эти гены каким-то образом аккумулировались во мне. Я имею в виду не конкретный дар юмориста или сценариста – этого в семье не было в силу определенных причин. Мой папа – инженер, мама – врач-гинеколог, они не занимались ни юмором, ни телевидением. Но я выступаю на сцене, хотя не заканчивал театральный вуз.

- И последний вопрос. Скажите, Гарик, если бы у вас появилась возможность обратиться к мировому сообществу, что бы Вы сказали?

- Я бы, во-первых, призвал всех не забывать страшные события, которые произошли в Османской Турции. Во-вторых, я бы призвал все прогрессивные страны, всех, кто считает события в Османской Турции преступлением против человечества, дать юридическую оценку Геноциду армян, и надавить на правительство Турции с целью признания ею совершенного преступления как Геноцида. Ведь в результате этого злодеяния миллионы были уничтожены, сотни тысяч армян, ассирийцев, понтийских греков и других народов были вынуждены покинуть свои земли, свои дома. Мы все разбросаны по другим странам именно в результате этих действий. Я обратился бы к правительству всех стран с просьбой изучить досконально тему появления в их странах армян. И когда они изучат этот вопрос, то не смогут не признать факт Геноцида армян, то есть того, что армяне бежали в их страны от неминуемой смерти в Османской Турции, а те, кто не сумел бежать – были вырезаны османскими турками. Наш долг пронести память о жертвах через всю нашу жизнь, пока мы не добьемся признания Геноцида армян.