В Армении нет культуры дебатов


14:30 , 18 июля, 2014

Раздумья по поводу первого сезона моей передачи «Точка пересечения» на «АрменияTV».

Было интересно. За пару месяцев, что передача была в эфире, в студии побывало несколько членов правительства, многие депутаты Национального Собрания Армении, аналитики, писатели, публицисты, продюсеры – и даже представители футбольных болельщиков.

Были споры, были скандалы, эмоции и страсти, бывало, споры выходили за рамки студии? выплескиваясь в социальные сети. И это хорошо, потому что показывает, что разговор в передаче шел о важных и острых проблемах, и что шел он открыто и свободно.

Но передачи также показали, что у наших политиков отсутствует культура дебатов, культура спора и диалога. Что я имею в виду?

1. Наши политики не умеют вести дебаты. Но что значит «вести дебаты»? Когда ведется политический диалог, один из спорщиков выдвигает тезисы о том, «почему должно быть так, а не иначе». Его оппонент должен попытаться опровергнуть тезис и в ответ выдвинуть свой аргумент – или набор аргументов. И спор должен продолжаться вокруг аргументов, а не вокруг личностей спорщиков или каких-либо привходящих обстоятельств.

2. Вместо этого разговор то и дело сползает на общие темы. А чем обширнее темы, тем легче о них говорить (это с одной стороны) и тем дальше мы оказываемся от конкретной темы обсуждения.

3. У нас нет диалога. Политики привыкли к монологам с трибуны – будь то парламентская трибуна, митинговые подмостки или перед телекамерами. В результате мы слышим монологи людей, не слышащих друг друга. Собственно, наша парламентская культура и предполагает монологи. Разговор в лучшем случае сводится к обмену репликами или словесным перепалкам.

4. А когда в цене монологи, то и политик, обладающий качествами оратора, трибуна, обличителя получает большую народную поддержку, чем его оппонент, этими качествами не обладающий, или имеющий их в меньшей степени. У нас политиков ценят за эмоциональность. Заметьте, эмоциональность, а не ум. Сочетание этих двух качеств бывает, но редко.

5. Я несколько раз говорил с политиками, аргументировавшими свое нежелание появляться у меня на передаче тем, что, дескать, «нет достойных собеседников-оппонентов». Я не знаю, есть они, или нет, но в культуре монологов их не может быть в принципе. А другой политической культуры у нас сейчас тоже нет.

Мог ли я надеяться, что одна еженедельная телепередача в состоянии изменить культуру споров в стране? Конечно, нет. Могу ли я надеяться, что она поможет этому? Могу, но для этого придется много работать.

И будет сентябрь, и «Точка пересечения» вернется в эфир. Посмотрим...