«Думаю, люди в возрасте не могут не испытывать ощущение дежавю, глядя на российскую политику на постсоветском пространстве. Она находится в том же паттерне, который в своё время привёл к развалу СССР...»
Думаю, люди в возрасте не могут не испытывать ощущение дежавю, глядя на российскую политику на постсоветском пространстве. Она находится в том же паттерне, который в своё время привёл к развалу СССР. Такая же двойственная, когда со стороны невозможно понять, чего добивается Кремль – развала или сохранения державы. Это даже не шизофрения, когда «башни Кремля» воюют друг с другом, а именно двойственность, когда разделение между «разваливающими» и «сохраняющими» функциональное и вполне может осуществляться одними и теми же личностями. И слова, как и тогда, мало что значат – надо смотреть на шаги и результаты.
Что касается армян и армянских проблем. Нам надо сохранять спокойствие и провести красные линии – в первую очередь для самих себя. Для начала надо провести линию мысленно, в сердце. И народ должен с ней согласиться, принять. Если этого не сделать, то невозможно организовать оборону. Пока есть время - надо сделать всё, чтобы понять друг друга – внутри Армянства. Есть несколько крайне опасных трендов, которые, похоже, мало кто видит. Непродуманные шаги чересчур большая роскошь в складывающейся кризисной ситуации. В своё время Генрих Игитян в Кремле и на весь Союз изложил армянскую точку зрения на двойственность позиции кремлёвского руководства. История показала, что он был прав в своих оценках. И если теперь уже Россия «споткнётся» об арцахскую проблему и грохнется, – это явно не наша проблема и не наш выбор. Вольному – воля. Сами выстроили державу и сами же её грохнули – сознательно. Если в случае СССР можно было сомневаться, типа не знали, чем может закончиться, то сейчас такие «отговорки» уже не пройдут. Или пройдут, какая нам разница. У нас выбора нет, точнее выбор экзистенциальный, и мы с ним справимся, как справились в несравненно более тяжёлых условиях краха СССР.
Сейчас критически важно быть реалистами. Над Кавказом сегодня зонтик безопасности России и никакого другого в ближайшие годы не будет. Сегодня турка сдерживает от более активной политики против Армении, в том числе и в духе сирийской, российский флаг, а не мощь армянской армии. Увы... Пока есть возможность – надо использовать данный фактор. И точно также надо избавляться от рассуждений о помощи Запада, НАТО и пр. Как это работает – видно на Украине. НАТО и Пентагон с Госдепом давно определились с арцахским вопросом не в нашу пользу. Поэтому надо быть готовым воевать в одиночку. Это очень сложно, но возможно. Нжде воевал в гораздо худших условиях. Главное спокойствие и реализм в оценке ситуации и поведении, которая зиждется на армянской идеологии. И всё получится – более чем уверен. Уверен, что у нас впереди не 20-й год, а нечто другое, когда более востребованным окажется ваш опыт политики на фоне развала СССР.
Я отчаянно пытаюсь закончить книгу – осталось где-то 80 страниц. Похоже, закончил-таки подраздел на 15 страниц, посвящённый Томасу Эдварду Лоуренсу (Лоуренсу Аравийскому), где буду приводить его цитату.
«Все люди мечтают: но по-разному. Те, кто по ночам грезит в тёмных глубинах ночи, просыпаются днём и обнаруживают, что всё это было тщетой. Но те, кто мечтают днём, опасные люди, так как они могут воплощать свою мечту с открытыми глазами, претворяя её в жизнь. Мне это удалось… Я намеревался сделать новую нацию».
«All men dream: but not equally. Those who dream in the dark recesses of the night awake in the day to find all was vanity. But the dreamers of day are dangerous men, for they may act their dreams with open eyes, and make it possible. This I did… I meant to make a new nation».
Думаю, цитата может быть применена к украинскому кризису Русского мира и украинским степям, равно как и методы борьбы. Кто может претендовать на роль Лоуренса? Возможно, Игорь Иванович Стрелков со временем станет для Русского мира тем, кем был Лоуренс для Арабского мира. Во всяком случае, он явно из мечтателей. Повторит ли он судьбу Лоуренса Аравийского, политический проект которого закончился неудачей, несмотря на победу в войне. Во всяком случае, стоит помнить, что Лоуренса подвело непонимание процессов на геополитической арене, замыкание на регионе. Поживём – увидим.