У России не так много военных баз за рубежом. Каждая из них уникальна по-своему. Но среди всех особняком в прямом смысле стоит 102‑я ордена Александра Невского военная база в армянском городе Гюмри. Это единственный форпост, который не имеет прямого сухопутного сообщения с Россией. И в случае вооруженного конфликта он какое-то время будет один на один с противником. Именно эту базу решила посетить делегация Общественного совета при Минобороны во главе с председателем совета, главредом «МК» Павлом Гусевым. Общественники узнали, как живется и служится на российском военном объекте в Закавказье.

Общественный совет при Минобороны посетил базу в Гюмри: гарант мира
фото: Наталия Губернаторова
Икона заступника земли русской украсит храм Мученицы царицы Александры в Гюмри.

Хрупкий мир живописного региона

«Замороженный» конфликт в Нагорном Карабахе, долгое грузино-южноосетинское противостояние, завершившееся пятидневной войной с Грузией, превратили некогда цветущий Закавказский регион в нестабильный и взрывоопасный. Находящийся в ничтожных 16 километрах от Гюмри член НАТО Турция, нависающая с запада недружелюбная Грузия, тлеющий конфликт в Нагорном Карабахе фактически превратили 102‑ю российскую военную базу в единственную силу-миротворца в регионе.

— Главная задача нашей базы не допустить даже намека на военное столкновение в регионе, — поясняет командир базы полковник Владимир Елканов. — Это значит, что мы всегда должны быть в полной боеготовности. Потому постоянно тренируемся, проводим совместные с армянской армией учения, отрабатываем взаимодействие.

Как живут, с какими трудностями сталкиваются и какие задачи выполняют военнослужащие 102‑й российской военной базы вдали от дома — это и стало предметом рабочей встречи Общественного совета при Минобороны с командованием.

— Вместе с представителями командования Южного военного округа и 102‑й базы мы обсудили важные вопросы функционирования российских военных частей и соединений в Гюмри, — рассказывает «МК» пресс-секретарь Общественного совета при Минобороны Владислав Синькевич.

Что на деле представляет собой российское «военное представительство» в Закавказье? Это две с половиной тысячи солдат и офицеров. Из них полторы тысячи — срочники. Мотострелков поддерживают танковый батальон, несколько ракетных и артиллерийских дивизионов, рота спецназа, подразделения операторов беспилотной авиации. Всю эту группировку прикрывает базирующийся на аэродроме «Эребуни» близ Еревана авиаполк. В течение нескольких минут звенья истребителей МиГ‑29 и ударных вертолетов Ми‑24 готовы прийти на помощь войскам.

Но только военной техникой миссию сохранить и поддержать мир в регионе не получится. Решающее слово всегда за солдатом. Поэтому делегация Общественного совета решила познакомиться с тем, как живет и служит российский воин на армянской земле.

Заграница, ставшая домом

102‑я российская база в Гюмри располагается в нескольких военных городках. Самый знаменитый — городок №1 с историческим названием «Большая крепость». Он размещен прямо за крепостными стенами, возведенными в немыслимо далеком 1837 году. Семьи сержантов-контрактников — в общежитии. Офицерские семьи располагаются в здании бывшего штаба императорской армии, возведенном при Николае I. Здание настолько уникальное, что в 2009 году во время ремонта, несмотря на жаркий климат, решили отказаться от системы кондиционирования. Оказалось, 150‑летние блоки из туфа отлично держат прохладу летом и тепло зимой. Единственное неудобство — душ и санузел на улице.

— Но на этот недостаток мы внимания не обращаем, привыкли, — делится житель военного городка командир мотострелкового батальона Виктор Самохин.

Денежное довольствие офицера в Гюмри выше, чем у собрата в обычной части на «большой земле». Офицерские жены признаются делегатам Общественного совета: понятие «жить от зарплаты до зарплаты» семьям российских офицеров тут незнакомо — получки хватает на все необходимое с избытком. Сказывается пусть не дальнее, но все-таки зарубежье.

— Когда идем за покупками, никогда не задумываемся, на чем сэкономить. Здесь, в Гюмри, особенно радуют недорогие выпечка, фрукты и овощи, — делится Наталья, супруга комбата Виктора Самохина.

Член Общественного совета генерал-лейтенант Рафаэль Тимошев, который за свою богатую военную карьеру не понаслышке осведомлен о нелегкой жизни в отдаленных гарнизонах, отметил: несмотря на небольшие бытовые недочеты, жизнь на российской военной базе в Гюмри на достойном уровне.

— Особенно меня приятно удивил боевой настрой офицеров и их семей. Глядя на них, понимаешь: такие ни в мирное, ни в военное время не подведут, — подытожил генерал-лейтенант.

фото: Наталия Губернаторова
Юнармейский отряд в Гюмри вырос до двухсот молодых патриотов.

Духовная жемчужина Гюмри

Богатейшая военная история длиною в полтора столетия — еще одна уникальная черта, которая делает 102‑ю военную базу особенной. Чтобы ближе познакомить с героическими страницами былых времен крепости Гюмри, общественному «десанту» показали военный музей 102‑й российской военной базы. Среди уникальных экспонатов — фотографии дореволюционного города, библиотека с редчайшими книгами дореволюционного времени, а также каленые пушечные ядра, которыми отстреливались от турок, оригинальная казачья униформа и вооружение второй половины XIX века.

Здесь же, в самом центре крепости, на каменном постаменте возвышается памятник коменданту — герою русско-турецкой войны генерал-майору Федору Губскому.

Однако не только силой оружия прославилась русская крепость в Гюмри. За крепостными стенами военного городка расположена знаменитая духовная обитель местного российского воинства — храм Мученицы царицы Александры. Построенный в 1837 году, он стал настоящей духовной обителью всего русского войска крепости. Его стены выдержали много невзгод, однако в 1918 году, пользуясь послереволюционной неразберихой, турецкие войска сожгли и разрушили храм.

В огне пожарища погибли несколько офицеров, священник Матвей Миронов — они даже помыслить не могли о сдаче в плен туркам. Впрочем, русский гарнизон вскоре отбил свою крепость, и противник бесславно бежал.

Сожженный и разрушенный храм восстанавливать в советское время не стали. Так он и простоял в руинах до 2009 года, когда полностью был отреставрирован. Теперь здесь отправляются службы по всем канонам православия.

— Меня очень тронула героическая и одновременно печальная история храма, — делится впечатлениями представитель Общественного совета Флёра Салиховская.

Впечатленные таким небывалым героизмом, члены делегации Общественного совета во главе с председателем Павлом Гусевым преподнесли в дар храму икону архангела Михаила. Теперь божественный лик покровителя небесного воинства и заступника земли русской украсит культурную и духовную жемчужину Гюмри — храм Мученицы царицы Александры.

Вспоминая о былых героях, участники общественного «десанта» не забыли и о будущих воинах. Общественники посетили местную школу №19, где вручили ученикам удостоверения юнармейцев. Теперь юнармейский отряд в Гюмри вырос до двухсот человек.

Еще одним подарком Общественного совета военнослужащим и молодежи Гюмри стало выступление известных артистов и творческих коллективов Центрального дома Российской армии. Концерт превратился в грандиозное шоу. Офицеры, солдаты, юнармейцы подпевали заслуженной артистке России Нине Шацкой, кантри-исполнительнице Ирине Суриной, исполнителю авторской песни Яну Березкину, заслуженной артистке Наталье Москвиной. Их песни никого не оставили равнодушными. Особенно тепло принимали заслуженную артистку России, солистку концертного ансамбля Центрального дома Российской армии Зинаиду Сазонову.

— 102-я российская военная база — это уникальное место, — делится впечатлениями председатель Общественного совета и главред «МК» Павел Гусев. — Это действительно настоящий южный форпост России, где служат образцовые российские солдаты и офицеры. Глядя на них, понимаешь: эти люди не пожалеют сил, чтобы защищать интересы России вдали от родины. Чтобы нам на «большой земле» жилось мирно и спокойно.

■ ■ ■

Как отмечают эксперты, сегодня ситуация в Закавказье в хрупком равновесии. Грузия после событий августа 2008‑го в бутылку не лезет, явно симпатизирующий США и НАТО Азербайджан пока старается придерживаться дружелюбного нейтралитета, а Турция даже пытается с нами наладить тесное военно-техническое сотрудничество. Да и сама российская база — отличный сдерживающий фактор как минимум до 2044 года — именно тогда истекает договор, позволяющий российским войскам занимать военную инфраструктуру в Гюмри.

Однако ситуация в любой момент может измениться. Да и в самой Армении политическая ситуация иногда хуже динамита. Пример тому — недавние волнения в Ереване, которые привели к власти прозападного лидера Никола Пашиняна. И тогда 102‑я российская военная база будет вынуждена держать оборону сразу по всем фронтам.

— России в любом случае просто необходимо опираться на базы в Закавказье, в том числе и на 102‑ю в Гюмри, — подчеркивает заместитель генерального директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. — В случае возникновения вооруженного конфликта с их помощью можно быстро увеличить военное присутствие в Закавказье. А значит, Россия выступит решающей силой, которая сможет быстро погасить разгорающееся пламя войны и привести все стороны к миру.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.