Эволюция человека не стоит на месте. В недавних исследованиях, опубликованных в журнале «Nature Ecology and Evolution», выдвигается предположение, что у людей может появиться ген, из-за которого мы не сможем больше употреблять алкоголь.

Исследователи из Пенсильванского университета проанализировали геномы почти 2500 человек из 26 наций на четырёх континентах, используя данные, полученные в рамках проекта «1000 геномов». Затем команда выделила специфические черты или «горячие точки мутагенеза», которые появляются у разных, ни разу не пересекавшихся между собой групп населения. Лучший пример — изменение гена, ответственного за производство гликофоринов в некоторых частях Африки и Азии. Его мутация независимо возникла и сохранилась у двух разных народов; если бы источник мутации был только один, то ему пришлось бы каким-то невероятным образом пересечь два континента и не оставить следов на своём пути.

«Это новое исследование показывает, что естественный отбор способствует развитию сходных генов межу разными народами, чтобы помочь людям адаптироваться к изменениям в окружающей среде», — сказал журналу New Scientist Джон Хокс из университета Висконсина-Мэдисона.

В исследовании учёные выделили пять недавно изменившихся участков генома. Это, например, упоминавшаяся выше адаптация кластера гликофориновых генов, которая даёт усиление иммунитета к малярии в Азии и Африке, в тех областях, где это заболевание представляет серьёзную угрозу здоровью. В Европе команда учёных заметила усиление генов, связанных с расщеплением гомоцистеина – аминокислоты, которая при высокой концентрации в организме вызывает сердечные заболевания. Кроме того, у всех пяти изученных африканских народов были замечены изменения в гене, влияющем на расположение отверстия уретры (DGKK), а у неафриканских народов положительный отбор прошли два гена, унаследованные от наших бывших соседей — неандертальцев.

Наиболее интересными, пожалуй, являются изменения в кластере алкогольной дегидрогеназы (ADH), которые влияют на то, как мы перерабатываем алкоголь. Дегидрогеназа это фермент, который разрушает алкоголь, превращая его в токсичное соединение, называемое ацетальдегидом. Это из-за него мы чувствуем весь этот комплекс непередаваемых ощущений по утрам после весёлой ночи с друзьями. К счастью, организм способен относительно быстро превратить его в другое, нетоксичное, вещество, называемое ацетатом, и поэтому нам становится лучше уже в течение дня.

Тем не менее, эволюция может найти способ обуздать алкогольную зависимость человечества, создавая новые варианты ADH. Они будут влиять на нашу способность усваивать алкоголь и на то, как быстро наш организм превращает ацетальдегид в ацетат. По сути, это будет означать, что мы будем чувствовать себя плохо даже после небольшой порции спиртного.

До сих пор эти гены были обнаружены только в Восточной Азии и в Африке, но время покажет, как далеко они распространились.