Перманентное недовольство властей Азербайджана деятельностью Минской группы ОБСЕ, полагаем, изрядно уже всем надоело, и не исключено, что в первую очередь – самим ее сопредседателям. Однако скованные правилами дипломатической этики, они чаще всего предпочитают отмалчиваться, лишь изредка напоминая Азербайджану, что решение проблемы зависит от самих сторон конфликта, которым требуется проявить политическую волю и готовность к компромиссам. Между тем подобная дипломатическая деликатность, как показывает жизнь, не способна урезонить официальный Баку, который раз за разом с различных международных трибун подвергает обструкции Минскую группу, обвиняя ее в бездействии. 

Совершенно свежий пример – выпады делегации Азербайджана в Парламентской Ассамблее ОБСЕ. На днях в ходе очередного заседания Постоянного совета ОБСЕ азербайджанская делегация выступила с заявлением о том, что Азербайджан ждет от сопредседателей Минской группы ОБСЕ действенных шагов для активизации переговоров по азербайджано-карабахскому конфликту. В понедельник вице-спикер Милли Меджлиса Азербайджана Бахар Мурадова в интервью бакинским СМИ заявила, что если по урегулированию конфликта нет конкретного результата, то, естественно, Азербайджан будет недоволен деятельностью сопредседателей Минской группы ОБСЕ. «Со стороны кажется, что Минская группа ОБСЕ занята выполнением своей миссии, поскольку о конфликте много говорится, совершаются многочисленные поездки, организуются встречи, но если оценить результаты этой деятельности, то, безусловно, ее нельзя считать удовлетворительной», - сказала она.

Любопытно, что ответ на обвинения Азербайджана фактически прозвучал там же, на заседании Постоянного совета ОБСЕ, причем что важно – из уст представителей стран-сопредседателей Минской группы. «Необходимым условием продуктивности посреднической миссии сопредседателей Минской группы служит поддержание в регионе мира и стабильности», - это цитата из выступления постоянного представителя России при ОБСЕ Александра Лукашевича. При этом, что весьма важно, он подчеркнул, что цели снижения напряженности на линии соприкосновения и военных рисков отвечала бы практическая реализация договоренностей, достигнутых на переговорах президентов Армении и Азербайджана в Вене 16 мая и Санкт-Петербурге 20 июня 2016 г. Ему на том же заседании вторил временный поверенный в делах миссии США Гарри Камиан, который призвал стороны реализовать меры, согласованные на саммитах в Вене и Санкт-Петербурге. Напомним, что венские и санкт-петербургские соглашения предусматривают внедрение на линии соприкосновения механизма расследования вооруженных инцидентов и увеличение численности наблюдателей ОБСЕ, и данный императив был подтвержден также 16 октября текущего года на встрече глав Армении и Азербайджана в Женеве. Посредники справедливо считают, что воплощение в жизнь этих принципиальных договоренностей позволило бы создать позитивную атмосферу в диалоге сторон и придало бы импульс переговорному процессу.

Возникает резонный вопрос: соблюдает ли Азербайджана упомянутые Александром Лукашевичем необходимые условия? Все его шаги со всей очевидностью свидетельствуют – нет. Призывы посредников поддерживать в регионе мир и стабильность проходят мимо азербайджанских ушей. Как известно, Баку изначально выступает против создания и внедрения механизма расследования возможных инцидентов. Однако его саботаж деятельности Минской группы только этим не ограничивается – здесь и непрекращающиеся попытки изменить действующий формат Минской группы, и отход Азербайджана от своего же обязательства решать проблему исключительно мирным путем наряду с масштабными закупками вооружения, и постоянные нарушения режима прекращения огня, и отказ отвести снайперов с передней линии и т.д. Думается, вопрос, кто в действительности виноват в отсутствии результатов в процессе урегулирования конфликта, отпадает сам собой. Иными словами, если Азербайджану, в данном случае – в лице Бахар Мурадовой, и пенять на кого-то, то только и только на себя. 

Здесь и сейчас невозможно обойти вниманием также другой тезис Мурадовой, прозвучавший в ее комментарии. По словам азербайджанского вице-спикера, в связи с событиями, связанными с Курдской автономией Ирака, а также Каталонией, провозгласившими независимость, сопредседатели должны «положить конец подходу к решению конфликтов с позиции двойных стандартов, и отношение должно проявляться в рамках международного права, независимо от того, в какой стране поднял голову сепаратизм». 

Это не что иное, как откровенное передергивание фактов по-азербайджански, так как проведение параллелей с курдской и каталонской ситуациями и уж тем более утверждение о сепаратизме, мягко говоря, некорректны. Придется Мурадовой и ее высокопоставленным патронам напомнить, что провозглашение НКР происходило в контексте распада СССР, и Нагорный Карабах, будучи автономным государственным образованием, выходил из состава Советского Союза как его субъект на основе закона от 3 апреля 1990 года, предусматривавшего подобную норму. Нелишне отметить, что процесс выхода Нагорного Карабаха из СССР был намного легитимнее, чем выхода Азербайджана. Однако все это в далеком уже советском прошлом, возврата к которому не может быть.


Леонид Мартиросян, "АЗАТ АРЦАХ"
 
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.