Заявление по карабахскому урегулированию уходящего с поста временного сопредседателя Минской группы ОБСЕ Ричарда Хогланда вызвало довольно оживленную реакцию армянской общественности, хотя, по мнению армянских экспертов, ничего нового оно не содержало. Агентство "Новости-Армения" представляет основной подтекст этого посыла и экспертное мнение о нем.

О чем говорил Хогланд

В заявлении Хогланда, вызвавшем бурную реакцию, были представлены все те же хорошо известные еще с 2009 года пункты по урегулированию карабахского конфликта. Хогланд озвучил их в интервью армянской службе "Голос Америки". Вот эти пункты:

- учитывая сложную историю Нагорного Карабаха, стороны должны определить его окончательный статус путем взаимного согласия и обоюдно обязывающего волеизъявления;

-территория бывшей НКАО, которую Баку не контролирует, должна получить временный статус, который, как минимум, обеспечит безопасность и гарантии автономии;

-территории вокруг Нагорного Карабаха должны быть переданы под контроль Азербайджана. Там не может быть заселения без учета суверенитета Азербайджана. Суверенитет Азербайджана в отношении этих территорий должен быть восстановлен;

-должен быть коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом. Он должен быть достаточно широким для обеспечения безопасного передвижения. Но он не может охватить полностью весь Лачинский район;

-долгосрочное урегулирование должно признать право всех перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места прежнего проживания;

-урегулирование должно нести в себе международные гарантии безопасности, которые будут включать в себя миротворческие миссии.

По мнению Хогланда, не существует сценария, при котором мир может сохраняться без хорошо подготовленной миротворческой миссии, которая пользовалась бы доверием обеих сторон.

Хорошо забытое старое

Как видно, ничего нового Хогландом сказано не было. Все эти пункты в той или иной последовательности неоднократно озвучивались, в том числе и его предшественником Джеймсом Уорликом.

Наиболее будоражащим здесь можно назвать пункт о передаче земель Азербайджану, что является неприемлемым для армянской общественности, в особенности после событий апреля 2016 года.

Со 2-го по 5 апреля 2016 года азербайджанские ВС вели активные боевые действия, обстреливая позиции и населённые пункты Нагорно-Карабахской Республики практически по всей линии соприкосновения с применением ракетно-артиллерийских средств, бронетехники и авиации. Армия обороны НКР успешно подавила агрессивные действия противника, в результате чего агрессор понес большие потери в живой силе и технике.

Будут ли подвижки?   

Во время пресс-конференции в начале августа директор Института востоковедения НАН Армении, политолог Рубен Сафрастян заявил, что ожидает рост активности США в карабахском урегулировании.

"В интересах США начать проявлять большую активность в переговорном процессе для укрепления своих позиций. Но каких-то серьезных подвижек ожидать не стоит, потому что все стороны понимают, насколько сложен этот конфликт", – сказал он.

Следует ли считать первым проявлением такой активности заявление сопредседателя от США? Нужно ли воспринимать его всерьез как начало активной фазы урегулирования конфликта? В данном случае ответ, скорее, отрицательный, нежели положительный.

Подобной  точки зрения придерживается и руководитель центра "The Armenian Interest", американист, колумнист журналов "Forbes", "The National Interest" и "Россия в глобальной политике" Арег Галстян.

"На протяжении длительного времени страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ делают одни и те же заявления: нужно сдать какие-то территории, вернуть беженцев и прочее. Все эти заявления ничего не стоят и анализировать их не имеет никакого смысла", – откровенно написал он на своей странице Facebook после заявления Хогланда.

Директор Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степан Григорян видит причину активизации в смене администрации США. Вместе с этим отмечает, что отсутствие переговорного процесса сводит на нет суть заявления Хогланда.

"Проходят лишь встречи, на которых обсуждаются возможности для проведения переговоров. Азербайджанская сторона ставит вывод войск условием начала переговоров, а армянская сторона отказывается", - сказал он.

Подтекст заявления

В данном конкретном случае важнее не то, что сказано, а то, когда это сказано. Заявление было сделано в день встречи президента Армении Сержа Саргсяна и его российского коллеги Владимира Путина в Сочи. На повестке дня был также вопрос урегулирования карабахского конфликта.

Лидерство России в посредническом процессе в данный момент неоспоримо, но, сделав этот шаг, США напомнили, что они также имеют рычаги давления в этом регионе. Назначение нового постоянного сопредседателя Эндрью Скофера, безусловно, сыграло в этом свою роль.

Однако существует вероятность того, что настоящий адресат этого послания находится юго-западнее, чем предполагается.

Речь идет о Турции и ее президенте Реджепе Тайипе Эрдогане. Последние политические телодвижения регионального игрока не могли не вызвать обеспокоенность союзников по НАТО во главе с США.

У всех на слуху сделанное 18 авгута заявление министра экономики Турции Нихата Зейбекчи о намерении страны подписать таможенное соглашение с ЕАЭС по созданию зоны свободной торговли. Как сообщил Зейбекчи, в Анкаре надеются завершить соответствующие переговоры уже в этом году.

Между тем Турция не скрывает своего отношения по поводу карабахского конфликта, выступая своего рода лоббистом интересов Азербайджана. Таким образом, затрагивая этот вопрос, приходится учитывать и турецкое влияние в регионе.

Вероятно, что подобным шагом США хотели продемонстрировать Анкаре возможные зоны уязвимости Азербайджана и несколько охладить пыл разогнавшейся турецкой политической машины. 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.