1. Конечное потребление в 1971-2016

Конечное потребление домашних хозяйств на душу населения в постоянных ценах 1990 года, Geary–Khamis доллары, по паритету покупательной способности.



Как мы видим, среднее потребление просело довольно сильно, но по сравнению с другими показателями - не очень. За 1990-93 спад составил 55%, тогда как ВВП упал в 5 раз. Подушевой уровень потребления восстановился к 2003 году (и средний, и медианный). Самый высокий уровень был в 2014 году, после чего потребление сократилось примерно на 10%. Это такой "парадокс", когда ВВП может расти, а материальное потребление (то есть, уровень жизни) - падать. В действительности, прямой связи между ВВП и уровнем жизни нет. В странах с одинаковым подушевым ВВП уровень жизни может сильно отличаться. Сегодня ВВП на душу населения в Армении соответствует ее же уровню 1980 года, но подушевое потребление по сравнению с этим годом выросло почти в два раза (впрочем, выросло также неравенство - и изменился характер потребления). Во время кризиса 2008-9 гг. потребление тоже упало, однако не так существенно, как в начале 1990-ых и к уровню 2008 года восстановилось в 2011 году. В целом, по сравнению с советскими временами, изменился характер экономики: производство сократилось, а потребление выросло.

(Методологическое примечание. Для данных за 1971-1990 использовалась динамика конечного потребления, включая государственное потребление. Исходные данные - официальные, дефлятор расчетный. Для данных за 1991-2016 год - расчетная динамика ВВП за 1991-1998 и официальная за 1999-2015, оценка за 2016 и доля конечного потребления домашними хозяйствами в ВВП, источник - Всемирный Банк. Население за каждый год - альтернативный расчет).

2. Среднее и медианное подушевое потребление в 1991-2016 гг.

В тех же единицах (GK$). Для большей ясности. 1 GK$ равен 363.8 драм в ценах 2016 года в среднем по Армении.



Постсоветская часть более детально. Здесь видно, что разница между медианой и средним заметно выросла (данные по медиане есть не за каждый год; в 1993, 1995, 1997-98, 2000 гг. - интерполяция; 1990, 1991, 1992, 1994, 2016 - оценка). Это свидетельствует о росте неравенства, что мы более ясно увидим на следующем графике. За 1991-2016 гг. медианное потребление выросло на 55%, а среднее - на 79%. Если же сравнить пиковый постсоветский год (2014) по сравнению с последним доперестроечным (1985), то разница среднедушевого потребления будет более чем в два раза. Впрочем, за такой большой период это более, чем скромный рост.


3. Потребление по децильным группам



В тех же GK$, потребление по децильным группам, как оно менялось за последние десятилетия. Процент по оси Х соответствует верхней границе децильной группы. То есть, к примеру, "50%" включает в себя всех людей, которые по очередности потребительских расходов занимают позоиции от 50% до 41%. Эта группа исключает ровно 50% населения, которые богаче ее и 40%, которые беднее ее.

На данный момент, все децильные группы увеличили свое потребление по сравнению с 1990 годом. Возможно, порядка 2% или 3% потребляют меньше, чем в 1990 году. Это, однако, не означает, что все люди увеличили свое потребление, поскольку некоторые группы людей поменяли свое место в социальной иерархии, а некоторые и вовсе переместились в группу риска, к примеру, стали одинокими пенсионерами или безработными. В то же время, если сравнивать людей, находящихся на той же позиции социальной иерархии, то, как уже было отмечено, возможно, 2 или 3% вынуждены были снизить свои потребительские расходы, а остальные их повысили, причем наиболее заметно - высшая группа. Эта группа - единственная, которая повысила уровень потребления уже в 2002 году.

Для корректного понимания этих данных следует понимать также и то, что речь идет о потребительских расходах домашних хозяйств. Несмотря на то, что они приведены в постоянных ценах, не всегда их рост свидетельствует о росте уровня жизни, поскольку некоторые расходы, которые в прошлом были на государстве, такие как отопление жилого помещения, теперь стали оплачиваться самими хозяйствами. Причем, исходя из сегодняшних цен на энергию, эти расходы существенны. Если исключить этот фактор, включив в потребление как потребление домашними хозяйствами, так и государственными учреждениями, оказывающими коллективные услуги, то в 2015 году рост составит по сравнению с 1990 годом всего 51%, а не 81%, как если бы мы говорили только о расходах домашних хозяйств. Впрочем, эти государственные и муниципальные услуги также не распределялись равномерно, в особенности, это касалось сельских регионов. Кроме того, их эффективность была ниже, как это в случае отопления советского образца. Частично, рост потребления был обеспечен благодаря более широкому охвату коммунальных услуг (к примеру, газа и воды).

Поскольку в общем объеме расходов не всегда возможно разделить покупку товаров и услуг организациями (кроме государственных) и населением, часть подушевого потребления приходится на организации, однако конечными ее потребителями являются их работники в большинстве случаев. Кроме того, по сравнению с 1990 годом, в Армении остается больше туристов и часть товаров и услуг покупают они. Однако по сравнению с расходами населения это незначительная величина. Кроме того, часть товаров и услуг покупают граждане Армении будучи за рубежом. Поэтому этот фактор как отдельный я рассматривать не стал. Напоследок, рост теневой экономики по сравнению с советскими временами приводит к тому, что не все расходы и доходы могут быть учтены. Поэтому актуальные цифры в действительности могут оказаться несколько выше (В 1989 году тень составляла примерно 22% ВВП, в 2002 - 60%, в 2015 - 35%, примерно треть-четверть ее не была учтена в ВВП).

Возвращаясь к росту неравенства. Верхняя децильная группа увеличила свои расходы на 166%, медианное потребление выросло на 55%, а нижний дециль - на 27%.

Данные за 1990 год по распределению потребления отсутствовали. Согласно базе данных WIID, коэффициент Gini в 1990 году был 0.269 (по доходам). А вот по потреблению я его принял равным за 0.216, распределение взял для Беларуси за 1993 год, когда оно было таким (там были подробные данные). Возможно, я несколько более оптимистично смотрел на ситуацию в 1990 году, нужны дополнительные уточнения.

4. По доходам сделать подобные распределения гораздо сложнее, поскольку нет столь достоверных данных. Данные по конечному потреблению я брал из национальных счетов, а по распределению - согласно опросам. Данные же по объемам потребительских доходов и расходов, указанные опрошенными, существенно ниже (примерно в 2.5 раз) их реальных расходов и доходов по множеству причин.

Большую часть постсоветского периода характер доходов сильно отличался от позднесовеского времени. Однако в 2015 году ситуация практически сравнялась. В 2015 году, также как и в 1991 году, 55% всех доходов населения поступило от заработной платы, по сравнению с 25% в 1993 году и 49% в 2014 г. Сами доходы в 2015 году сократились (также как и потребление) за счет снижения притока траснфертов почти на 1 млрд. долл. В действительности, люди гораздо реже склонны указывать трансферты в качестве своего источника дохода по сравнению с заработной платой (лишь 1/6 общей суммы назвали при опросе). Поэтому, доля зарплаты в 2015 году все равно ниже, чем она была в 1991 году, поскольку трансферты в первой половине 2010-ых гг. обеспечивали до 20% всего потребления (в качестве источника дохода фигурировали для 7.5-10.5% всего дохода за соответствующие годы). Трансферты обеспечивают в первую очередь долгосрочные расходы, а не текущее потребление, по крайней мере, если искючить нуждающиеся семьи.

В советское время часть доходов шла на накопление почти у всех занятых. Потребительский рынок зачастую не мог обеспечить расходование всех заработанных средств. Но сегодня накопление позволяют себе не все. Часть потребительских расходов идет на оплачивание кредитов. Изменился и характер потребления. Разумеется, гораздо шире диапазон товаров, которые могут купить потребители, многие товары и услуги, без которых сегодняшнюю жизнь представить невозможно, в то время просто отсутствовали в СССР или вообще в мире; в первую очередь это касается телекоммуникаций.

P. S. Единственные данные, которые не согласовываются с приведенными расчетами - это динамика официальных зарплат/занятости, а также реальных располагаемых доходов населения и расходов населения. Спад во всех трех случаях превышает 55%, что настораживает. Я думал над этой проблемой и пришел к выводу, что все же расчетные данные СНС верны, а значит, проблема в неверно рассчитанной инфляции за 1991 год, когда сравнивались цены государственной и кооперативной торговли в 1990 году с ценами рыночной торговли в 1991 и тем более в 1992 году. Дефлятор ВВП в 1991 году заметно ниже, чем ИПЦ, что также говорит об этом. Рыночные цены к этому моменту превышали государственные в разных сферах от 4 до 40 раз и доля рынка уже в 1990 году была заметной (хотя мне точно и не известна). Соответственно, реальная инфляция была все советские годы выше, в особенности в 1988-1990 гг., а в 1991 и 1992 - ниже официально рассчитанной.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.