Автор:Шахин Рзаев, Баку

«Ты сказал - я поверил, ты повторил - я засомневался, ты стал настаивать, и я понял, что ты лжешь» (Китайская пословица).

Статистика знает все. В числе прочего, она знает площадь территории каждой страны и каждого из ее районов. И любой ученик начальных классов, вооружившись калькулятором и справочником, сможет вычислить, сколько процентов составляет территория нескольких районов от общей территории всей страны. Проводя элементарные расчеты, убеждаемся, что под оккупацией находится около 14% международно признанной территории Азербайджана, включая территорию Нагорного Карабаха. Однако, с легкой руки Гейдара Алиева, начиная с 1994 года, официальные лица и подпевающая им проправительственная пресса упорно говорят о 20% оккупированных территорий.

Магия цифр продолжается в духе славных традиций приписок эпохи развитого социализма. Я помню эпизод, когда первый секретарь ЦК КП Азербайджана Гейдар Алиев взял обязательство сдать в следующем году 600 тысяч тонн хлопка. А находящийся в Баку Брежнев небрежно так сказал: «Округлите до миллиона!» (бурные продолжительные аплодисменты, переходящие в овацию).

Недавно, выступая в Президиуме Национальной Академии наук, глава общественно-политического отдела Администрации президента Али Гасанов сказал: «20 процентов территорий Азербайджана, в том числе 132 км государственной границы Азербайджан-Иран и 733 км государственной границы Азербайджан-Армения оккупированы ВС Армении». Мы не сомневаемся, что профессор Гасанов умеет обращаться с калькулятором, и что эти «20 процентов» - дань уважения памяти Гейдара Алиева. Ну не мог «улу ондяр» («великий кормчий») ошибиться, а кто в этом сомневается, тот льет воду на мельницу и т.п. Но откуда взялись 733 км границы с Арменией?

Опять обращаемся к справочнику. Общая граница Азербайджана с Арменией составляет 1007 км. Из них 246 км это границы Нахичеванской АР. Получается, что граница «материкового» Азербайджана с Арменией составляет 1007-246=761 км (тут даже калькулятор не нужен). Из них, если верить уважаемому профессору Гасанову, 733 км находятся под армянской оккупацией. Итого получаем, что длина границы от северной точки Кельбаджарского района (хребет Муров) до села Садахлы (общая точка трех южнокавказских стран) составляет всего 28 км. Пять районов вместились в 28 км.

Или еще пример. В 1994-м году еще не были в моде такие слова, как «толерантность» и «мультикультурализм», это сегодня они составляют красную линию государственной пропаганды Азербайджана. Насколько это соответствует действительности - отдельная тема. Но уже тогда наши делегаты на разных международных форумах с гордостью говорили, что в Баку, несмотря на конфликт, проживают 30 тысяч армян, тогда как в Армении не осталось ни одного азербайджанца. Действительно, в Баку и по сей день проживают армяне, у каждого из нас, бакинцев, наверняка есть такие знакомые. В основном, это пожилые женщины, которые замужем за азербайджанцами. Соседи их знают и в обиду не дадут.

Но с момента начала конфликта прошло уже почти 30 лет. Разве не странно, что эта цифра 30 тысяч не уменьшается? Неужели с тех пор никто из бакинских армян не уехал или не умер? Недавно я слышал, что 30 тысяч превратились уже в 40 тысяч. Они еще умудряются размножаться в таких условиях.

Оставим в стороне математику, возьмем такую гуманитарную область, как история, доктором которой является уважаемый Гасанов. Неоднократно на самом высоком уровне звучали слова, что решением Национального Собрания Азербайджанской Республики от 29 мая 1918 года город Ереван был передан от Азербайджана Армянской Республике. Сам президент говорил это. В доказательство околоправительственные журналисты-исследователи приводят факсимиле протокола, который набран в Word латинскими буквами и распечатан на лазерном принтере.

Не будем придираться к мелочам и спрашивать, где оригинал документа, который, по идее, должен был быть написан арабскими буквами или русскими, но с дореволюционной орфографией, как и другие документы того времени. Просто зададимся вопросом: как могло Национальное Собрание передавать (или не передавать) другие города под столицу, если оно в то время само заседало в Тифлисе и не контролировало даже собственную столицу?
Это была дипломатическая процедура – признание Армянской Республики со столицей в Ереване.

Тогда был еще другой вариант, со столицей в Александрополе (сегодняшний Гюмри), но Османская Турция была против такого варианта, так как Александрополь находился в непосредственной близости от границы и был предложен компромиссный вариант Ереван (кстати, населенный большим количеством азербайджанских тюрков).

Но из раза в раз повторяющееся «мы передали Ереван Армении, потому что у них не было столицы» уже твердо стало стереотипом в азербайджанском обществе.

В начальные годы конфликта мы часто и справедливо жаловались на информационную блокаду, на то, что голос Азербайджана не слышен ни в российских, ни в международных СМИ. Тогда умело был создан имидж «многострадального армянского народа», который хочет свободы, а злые «турки-мусульмане» и их партократическое руководство им эту свободу не дают, а наоборот, режут и выгоняют.

Но вот времена поменялись. Благодаря своим энергоресурсам Азербайджан стал богатой страной, появилось возможность прорвать эту информационную блокаду. Справедливости ради надо сказать, что есть определенные успехи в этой сфере. Но они достигнуты, в основном, благодаря усилиям отдельных энтузиастов, порой даже вопреки централизованной государственной информационной политике.

Тратятся огромные материальные ресурсы на откровенно неэффективные проекты. Например, чего стоила организация приезда трех маргинальных армянских «активистов» в Баку, двое из которых давно не живут в Армении, а третью там никто не знает (интересно, кстати, где сейчас она?). Неужели наши власти серьезно рассчитывали, что с помощью этого мероприятия они хоть на миллиметр приблизились к решению карабахского конфликта? Беда в том, что, боюсь, действительно, серьезно рассчитывали.

Я не буду здесь долго писать про случаи, которые доходят до абсурда. Например, ведущие государственного спортивного канала долгое время просто не произносили фамилию форварда дортмундской «Боруссии» и «Манчествер Юнайтед» Мхитаряна, а говорили, что «гол забил игрок номер 10», в лучшем случае, «угловой подает Генрих». Или в тех же спортивных новостях: «азербайджанский борец положил на обе лопатки соперника-армянина». При проверке оказывается, что азербайджанец представляет Украину, а армянин – Италию. Но если армянин побеждает азербайджанца, об этом, как правило, умалчивается.

Критики и ура-патриоты могут спросить: а разве армянская сторона не прибегает к таким приемам? Прибегает, еще как прибегает. Но разница в том, что их пропаганда, как правило, более изощренная, ее трудно вот так легко разоблачить при помощи простого калькулятора. И во вторых, меня, как гражданина Азербайджана, больше беспокоит то, что происходит у нас, а про армянскую пропаганду, надеюсь, объективно напишут мои армянские коллеги.

Заканчиваю статью словами непревзойденного мастера политической пропаганды 20-го века: «Пропаганда утрачивает силу, как только становится явной».

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.