Что значит испытывать эмоцию? Кажется очевидным, что в этот момент вы должны ощущать нечто отличное от обычного, спокойного внутреннего состояния. Если вы счастливы, но не знаете об этом, в каком же смысле вы тогда счастливы?

emotional-people


Эти рассуждения казались вполне логичными Уильяму Джеймсу. Он полагал, что осознание ощущения – как раз то, что отличает эмоции от прочих состояний психики, например, желаний. Без физических ощущений тела, писал он, «от эмоции ничего не останется, никакого «психического материала», из которого могла бы образоваться данная эмоция». С этой точкой зрения соглашался и Зигмунд Фрейд: «Суть эмоции в том, что мы должны чувствовать её, то есть она должна войти в сознание».

10834_d69c7ebb6a253532b266151eac6591af
Фигурки, изображающие Зигмунда Фрейда

Но эмоции достаточно сложны. Даже если мы испытываем эмоцию, мы обычно не осознаём всей гаммы связанных с ней нюансов. Например, клинические психологи часто советуют пациентам с проблемами неуправляемого гнева отслеживать предупреждающие знаки, такие, как потение ладоней или сжатие челюстей, чтобы успеть осознать и смягчить приближающийся приступ ярости. А когда мы испуганы или сексуально возбуждены, то учащение нашего дыхания и сердцебиения часто остаются незамеченными (хотя мы отмечаем изменения, если нам на них укажут). Более того, страх порой способен скрытно увеличивать сексуальное возбуждение – или быть принятым за последнее.

Рассмотрим эксперимент, проводившийся в 1974 году. Привлекательная женщина-интервьюер подходила к мужчинам с просьбой заполнить анкету. Часть мужчин находилась на опасном подвесном мосту, а часть – на совершенно безопасном. Выяснилось, что мужчины с опасного моста отвечали на вопросы с бОльшим сексуальным подтекстом и были более склонны продолжить общение с интервьюером после окончания опроса. Это говорит о том, что мужчины с опасного моста неосознанно принимали реакцию своего тела на опасность за реакцию на привлекательность женщины.

Но как возможно продемонстрировать неосознанные эмоции в действии? Мы знаем, что эмоции оказывают на нас влияние. Например, когда мы в хорошем настроении, мы воспринимаем всё более положительно. Если смоделировать ситуацию, в которой эмоция  оказывает предсказанное влияние, хотя наблюдаемые сообщают, что не испытывают её,  то мы можем получить ценные доказательства.

Именно такие эксперименты провели в 2004 году психологи Пётр Винкельман и Кент Берридж. Они демонстрировали добровольцам изображения счастливых и печальных лиц, но делали это на огромной скорости, так что испытуемые даже не понимали, что видят. Затем участникам эксперимента предлагали попробовать новый лимонно-лаймовый напиток и оценить его. На вопрос, что они чувствуют, они отвечали, что не ощущают какого-либо изменения настроения. Однако те, которым показывали довольные лица, оценили напиток выше и выпили его больше.

Почему же некие неосознанные формы счастья могут влиять на нас? Как отмечают Винкельман и Берридж: «С позиции эволюции и нейробиологии есть веские причины полагать, что, по крайней мере, некоторые формы эмоциональных реакций могут существовать независимо от нашего сознания. С точки зрения эволюции способность осознанно ощущать эмоции является, вероятно, одним из последних достижений».

Вероятно, эмоции изначально были устроены, чтобы работать, не попадая в сознание, и продолжают это делать до сих пор. «Первоначальная функция эмоции заключалась в том, чтобы позволить организму адекватно реагировать  на хорошие и плохие события, и осознанные чувства не всегда были необходимы» – заключают Винкельман и Берридж.

Более того, в одной из работ 2005 года было продемонстрировано различие мозговых реакций на осознанный и неосознанный страх. Исследователи полагали, что их работа  поможет понять механизм действия посттравматического синдрома, который, по их словам, является «автоматическим и не поддающимся непосредственному сознательному контролю».

Если вдуматься, не странно ли, что существование неосознанных эмоций прежде считалось неправдоподобным? В конце концов, кто из нас не видел, как человек в гневе кричит: «Я не сержусь!»

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.