Бывший посол США в Азербайджане, а ранее сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза в беседе с Tert.am говоря о нынешних развитиях  в процессе урегулирования карабахского вопроса, сказал, что после апрельской четырехдневной войны, предложение Путина на саммите в Санкт-Петербурге о «передаче» Азербайджану 2, а не 7 прилегающих к НКР районов, было довольно конструктивным.По его словам, президенты Саргсян и Алиев проявили недюжую смелость, поддержав предложение Путина. 

-Г-н Брайза, учитывая заявления посетивших регион сопредседателей, которые касались выполнения достигнутых в Вене и Санкт-Петербурге договоренностей,  что мы можем наблюдать в настоящее время? Какие задачи по Карабаху в данный момент стоят перед сопредседателями?  
– Долгое время я не говорил с сопредседателем Джеймсом Уорликом, стало, быть, я не могу официально комментировать то, о чем в настоящее время думают сопредседатели.  Но, полагаю, что они работают над укреплением режима прекращения огня, выводом с линии соприкосновения тяжелой артиллерии и снайперов и организацией новой встречи президентов Армении и Азербайджана.

-Вы, отметив, что президент Азербайджана в своих заявлениях отказывается от достигнутых в Санкт-Петербурге договоренность, подчеркнули, что сопредседатели МГ ОБСЕ должны уточнить с Азербайджаном его позиции. На ваш взгляд, почему по сей день полностью не выполняются эти договоренности? Азербайджан продолжает нарушать режим прекращения огня.
– Факт в том, что обе стороны исторически нарушали режим прекращения огня, однако они обвиняют в этом друг друга.

Аналогично одна сторона обвиняет другую в развязывании широкомасштабных столкновений в апреле, во время которых степень примененного насилия была беспрецедентной после заключения перемирия 1994 г.

Как американский сопредседатель, а также чиновник, представляющий Белый дом в США, и ответственный Госдепартамента на Южном Кавказе, на своем опыте могу сказать, что всегда было сложно (если не невозможно) определить,  какая сторона была инициатором нарушения режима прекращения огня, или действительно какая-либо страна может спровоцировать нарушение перемирия, как это в 2008г. сделала Россия в Южной Осетии, считающейся территорией Грузии.

В отличие от Южной Осетии, о которой я упомянул, предложение президента России Владимира Путина в Санкт-Петербурге было весьма конструктивным. Краеугольным камнем этого предложения является то, что Армения должна «передать» Азербайджану 2, а не 7 районов, расположенных в НКР, взамен на что Азербайджан должен открыть пути коммуникаций с Арменией. 

Я предполагаю (хотя это не основано ни на какой официальной информации), что это предложение могло включать в себя открытие коммуникационных путей также между Арменией и Турцией,  хотя, эта дополнительная мера, будет темой дальнейших переговоров.

Сделанное российским президентом Путиным в Санкт-Петербурге предложение весьма заманчиво для обеих сторон – Армении и Азербайджана: в нем был предложен путь по выводу переговоров, проводимых МГ, из длительного тупика.  

На самом деле, во время моих обсуждений в Баку я заметил, что высокопоставленное руководство Азербайджана связывает реальные надежды с этим предложением. Я верю, что президент Саргсян также выразил свою поддержку в связи с этим. 

И именно этим и вызваны, пожалуй, июльские события, когда группа людей, воспротивившихся этому компромиссу организовала захват полицейского полка.    В Азербайджане также есть радикалы, которые против подобного компромисса. Поэтому следует отметить, что президент Саргсян и Алиев проявили недюжую смелость, поддержав предложение Путина.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.