Во вторник утром в зоне вылета международного аэропорта Брюсселя прогремели два взрыва, по сообщениям информационных агентств, есть убитые и раненые. Практически нет сомнений, что это теракт, нюансы которого будет устанавливать следствие. Но сам факт, что это стало возможным на таком охраняемом объекте, как международный аэропорт, уже сейчас вызывает множество вопросов. Буквально следом поступила информация, что еще четыре взрыва прогремели в метро. Походит на массированную террористическую атаку на столицу Бельгии и Евросоюза по совместительству.

Ведь почти по всей Европе, а уж в Бельгии и во Франции точно, несколько месяцев объявлен повышенный уровень террористической опасности. Премьер-министр страны совсем недавно, сразу после задержания в Моленбеке предполагаемого организатора серии терактов в Париже, заявил, что задержание одного человека не снижает уровень опасности, и нет оснований его пересматривать. Закрыты аэропорт, метро, полный кошмар для тихого, умиротворяющего Брюсселя. Все это, конечно, ужасно, как ужасен любой теракт в любой точке планеты. Вопреки мнению турецкого лидера, который недавно возмущался в адрес европейцев: вас не беспокоят теракты в Стамбуле и в Анкаре, вы их получите у себя дома. Теракты ужасны везде, в том числе и в Турции и где угодно. Вопрос в другом – ожидаемы ли они были, в частности в Европе? К сожалению, да. Об этом писалось и говорилось неоднократно, да и сейчас многие считают, что это только начало. Как ни прискорбно, опасения и предположения такого рода нельзя считать безосновательными. Одна из причин тому – не совсем одинаковая реакция на само явление терроризма во многих странах, в зависимости от места совершения террористического акта. Европейцы на самом деле далеко не одинаково остро воспринимают теракты, скажем, в Мали и в Париже. По крайней мере, на деле. Терроризм за пределами Европы, который к тому же не задевает граждан европейских стран, для них нечто неприятное, но абстрактное. Такое беспечное отношение к терроризму, наверное, можно объяснить дифференцированным отношением, в частности европолитиков, к различного рода террористическим организациям. Они классифицируются как опасные и не очень, радикальные и умеренные, признанные и не совсем и т.д. Вот такой конъюнктурный подход и мешает выводить терроризм в любом проявлении в ранг абсолютного зла. Только после этого возможна широкая консолидация вокруг идеи совместными усилиями искоренить угрозу везде. Этого, однако, не наблюдается. Более того, по различным политическим, идеологическим, амбициозным и каким угодно другим соображениям придумываются искусственные образы врага, на борьбу с которыми ставятся приоритеты.

Вопреки данности 21-ого века – международный терроризм угроза №1 для международного сообщества, у ответственных политиков в голове свои представления об угрозах. Ну, если не в голове, то на языках точно. Скажем так, для широкого потребления, дабы выбить огромные бюджеты и преференции и оправдать их безрассудное транжирование. Даже неискушенным очевидно, что ни один военный блок, пусть даже самый грозный, по сути, ничего не поделает с терроризмом. А вот провоцировать его рост вполне способен. Примеров достаточно, впрочем, как и достаточно освещены эти примеры. Многомиллиардный военный бюджет США и НАТО, его бесконечное наращивание спасло жизни невинно погибших людей в Париже и теперь уже и в Брюсселе (рядом со штаб-квартирой НАТО)? Ни в коем случае не повод ерничать, тем более злорадствовать. Это было бы последним делом, недостойным и омерзительным. Повод просто задуматься, не пора ли объективно ставить приоритеты и сосредоточиться на тотальной борьбе с терроризмом, объединить усилия всех стран, спецслужб, разведок и всего имеющегося арсенала. Пока в нарисованных в головах амбициозных политиков виртуальных войнах решаются политические задачи сомнительного характера, в разных точках мира жертвами террора становятся все больше и больше невинных людей. Общество расплачивается не только жизнями своих членов, но и усиливающимся страхом и образовавшимися фобиями, принудительным отказом от привычного уклада жизни и много чего другого, представляющего для людей истинную ценность. Сколько еще взрывов должно произойти, чтобы пришло отрезвление. Ни одно, даже враждебно настроенное (условно) государство не представляет такой опасности, как терроризм. Просто потому, что на уровне межгосударственных разногласий всегда существуют определенные механизмы сдерживания, а вот в противостоянии с терроризмом нет выработанных эффективных механизмов. Есть только один способ – сплотиться.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.