Прошедший накануне женского праздника саммит ЕС – Турция и перетекший вечером того же дня во внеочередной саммит уже в узком кругу самих европейских лидеров, целиком были посвящены проблемам беженцев и мигрантов, любыми путями стремящихся попасть в Европу. И не просто в Европу абстрактно, а именно в самые благополучные страны, где наиболее привлекательные для них условия с точки зрения осуществляемых социальных, адаптационных и прочих программ. Основной центр притяжения, несомненно, Германия. Во-первых, экономика мощная, а во-вторых, фактически канцлер Германии приглашала их в Европу в целом и в Германию в частности.

Как и полагалось, к саммиту стороны подошли с разных по прочности переговорных позиций. Европа – в состоянии шока и с иллюзиями о том, что Турция есть тот спасательный круг, способный вытянуть тонущую в проблемах и противоречиях по решению этих проблем Европу, Турция – с осознанием приписанного ей величия и с позиций нового мессии для Европы, сделала заметно увесистым собственный пакет встречных предложений (читай, требований). Напомню, в чем суть миграционного плана Ангелы Меркель. Турция принимает обратно всех беженцев и мигрантов, пытающихся по морю нелегально попасть в Европу, фильтрует их и уже на легальной основе направляет в Европу беженцев только из Сирии, и не более 1000 человек в сутки. За эту услугу Европа готова выделить Анкаре 3 миллиарда. Ровно все то же, о чем шли предварительные обсуждения. Турция же решила сорвать куш, понимая, что время играет против нее, и через какое-то время ее услуги станут не востребованы, в силу объявления перемирия в Сирии бессрочным и признания Штатами отсутствия задекларированного поначалу «Плана Б». Три основных требования Турции ввергли в ступор Европу, хоть и не в интересах еврочиновников было признаться в этом. Взамен на сдерживание беженцев на своей территории официальная Анкара хочет добиться безвизового режима для своих граждан, ускоренного вступления страны в Евросоюз и скромных дополнительных 3-х миллиардов. Предоставлять гарантии, однако, отказывается, так как не существует отработанных механизмов, и придется креативить на ходу. А как умеют креативить Эрдоган с Давутоглу, знают все, кто хочет это видеть.

Даже в нынешней, во многом откатившейся от своих основополагающих принципов, Европе остались еще политики, которые видят очевидное, и не хотят поддаваться давлению канцлера Германии, у которой не осталось, судя по всему, путей отхода. Госпожа Меркель обречена решить миграционную проблему Европы в заданном ею же алгоритме, или же должна будет уйти с политической арены, как этого уже открыто требуют многие в родной Германии. Смею предположить, что даже при первом варианте политическая карьера Меркель близится к закату, так как решение, на котором она настаивает, на самом деле нисколько не решает проблему.

Саммит ЕС – Турция, по сути, не привел к результатам, хоть и официальный представитель ЕС всячески пытался внушить оптимизм своей формулировкой, якобы ряд стран ЕС позитивно отнеслись к предложениям премьер-министра Турции Давутоглу, однако не могут принять решение, поскольку слишком мало времени для его подготовки. Странноватая, согласитесь, формулировка. Какие именно страны, их большинство или незначительное количество, фраза «отнеслись позитивно» означает ли одобрили, с каких пор саммиты созываются без подготовленных заранее проектов решения или резолюции? Ряд вопросов, на которые нет ответов. Зато есть реакция европейских СМИ, которая, если обобщать, сводится к следующему – Европа встала на колени перед Турцией, это невиданный доселе позор европейцев. Последовали и оговорки от европейских политиков. Скажем, Франсуа Олланд, понимая настроения французов, заявил, что Евросоюз выполнит свои обещания, если Турция со своей стороны будет выполнять взятые 72 (?) обязательства. Бельгийские политические партии вообще обрушились с критикой в адрес позиции своего правительства с такой яростью, что то вынуждено было заявить, что нет никакой резолюции, которую собираются подписывать, а всего лишь проект на обсуждение, нуждающийся в серьезной доработке. Кажись, постепенно приближаемся к ситуации, когда для точного понимания логики происходящего правильнее будет не отождествлять Евросоюз с Европой. Все чаще сталкиваемся с фактами, когда решения надстройки ЕС продавливаются, не всегда отвечая интересам самих европейцев как субъектов суверенного права. Воздержусь от термина «противоречат».

Помимо этого, складывается впечатление, что ни ЕС, ни Турция в своих намерениях, мягко говоря, не откровенны. Затеяна некая игра, цель которой не достижение некоего позитивного результата, а лишь искусно маневрировать в процессе самой игры. Вернее, игра европейцами уж точно затеяна не с такой целью, конечно, просто объективная данность перевела ее именно в такую плоскость. Так бывает, когда коллегиальный орган пытается влиять на ситуацию в режиме ручного управления. Закрепленная Уставом практика принятия решений консенсусом находится в прямом противоречии с логикой ручного управления. А консенсуса, по крайней мере по миграционной политике канцлера ФРГ, среди европейцев нет. Равно как и понимания, почему Европой должна управлять Ангела Меркель, и то в режиме ручного управления.

Назначенный на следующую неделю саммит глав правительств ЕС тоже ничуть не приблизит Европу к решению проблем с беженцами, если даже какие-то решения будут приняты на бумаге. Если Европа готова платить Эрдогану еще и требуемый им второй транш, пусть и в 2018 году, то должна понимать, что уж до этого момента точно Эрдоган обеспечит им потоки беженцев. Своими провокациями сорвет перемирие в Сирии, «выпишет» сирийские паспорта кому угодно, или как-то еще, но от такого прибыльного бизнеса, при таком упадке экономики, точно не откажется. Ведь платят не только европейцы. Платят и сами беженцы за транзит. А если ты еще и стреляешь в незаплативших на границе, как свидетельствует Amnesty International, то ставка за пересечение границы только растет.

А европейцы пусть продолжают топтать делающие их таковыми принципы. Когда-то придется хотя бы себе объяснить, почему стало возможным беженцев насильно, вопреки их воле, отправлять из гуманной Европы восвояси, почему сирийские беженцы могут рассчитывать на поддержку, а иракские, ливийские и прочие – нет, почему миллиарды выделяются не на создание приемлемых условий для жизни этих людей на своей родине, а на бестолковые попытки временно спрятать их подальше от евроочей?
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.