Untitled-144

Позиции Армении на следующей встрече Саргсян-Алиев будут сильнее, чем позиции Азербайджана, хотя серьезного прогресса в переговорном процессе не ожидается. Более того, Азербайджан за несколько дней до встречи вновь может предпринять военные провокации на линии соприкосновения. Такой прогноз в интервью Первому Информационному сделал заместитель директора Института Кавказа, политолог Сергей Минасян, говоря о возможной встрече президентов Армении и Азербайджана.

«Возобновление военных действий крайне опасно для Ильхама Алиева, – говорит Минасян,- потому что в этом случае простые генералы могут получить огромную власть, что не столь желательно для него. Думаю, Ильхам Алиев не забыл, каким путем его отец пришел к власти, опираясь на командиров, имеющих влияние на фронте».

Эксперт прокомментировал также и последние интересные события в российско-азербайджанских отношениях в военной сфере. Вице-премьер РФ, куратор военно-промышленной сферы России Дмитрий Рогозин 3-го марта с неожиданным визитом отправился в Баку, чтобы встретиться с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, и выяснить, почему азербайджанская сторона не выполняет свои обязательства, предусмотренные соглашениями о военно-техническом сотрудничестве, и не платит за поставляемое оружие. По разным оценкам, Россия должна поставить Азербайджану вооружение на сумму 4 миллиардов долларов США. Один из российских чиновников, который хорошо осведомлен о подробностях российско-азербайджанского военно-технического сотрудничества, и не захотел опубликовать свое имя, сказал российской газете «Коммерсантъ», что у Азербайджана просто нет денег, чтобы заплатить.

– Господин Минасян, Азербайджан действительно в таком тяжелом финансово-экономическом состоянии, что не может заплатить за купленное вооружение? Как это повлияет на возможности Азербайджана в гонке вооружений?

– Действительно в течение последних 2-3 месяцев это стало очевидно также и для общества, и в Армении, и в Азербайджане, и в регионе, но для специалистов это не новость, потому что в течение последнего года Азербайджан находится в довольно серьезном финансовом кризисе. Азербайджан в течение прошедшего года потратил 10 миллиардов долларов на поддержание курса своей национальной валюты – маната, но это тоже не помогло, и с другой стороны, выяснилось, что эти средства из нефтяного фонда (говорили о 34 миллиардах) были не просто финансовыми средствами, а активами, которые невозможно за короткие сроки превратить в деньги, тем более, что Азербайджан также вынужден сохранить курс маната, чтобы не было дальнейших социально-экономических бунтов. Исходя из этого, Азербайджан существенно сократил, как свои стратегические расходы, так и, как выяснилось, не может заплатить за вооружение, полученное от России.

По различным данным, в прошлые годы Азербайджан заключил договоры с Россией, достигающие около 4 миллиардов. Часть этих вооружений уже поставлена, но другая часть еще не поставлена, потому что Азербайджан, фактически, не в состоянии заплатить эту сумму. С другой стороны, понятно, что Россия, имея приблизительно те же проблемы, тоже нуждается в деньгах. Этим и обусловлен неожиданный ночной визит Рогозина в Баку. Встреча Рогозина и Ильхама Алиева уже состоялась. Насколько я понял, они пришли к согласию, что было предсказуемо. У России есть разные рычаги влияния на Азербайджан. Мы должны посмотреть, какие дальнейшие события произойдут. В любом случае, очевидно, что для Азербайджана будет довольно трудно продолжить гонку вооружений с Арменией в тех же темпах и количествах.

Недавно российская сторона опубликовала также и список вооружений, поставляемых Армении по кредитному соглашению, в случае реализации которого фактически можно будет качественно восстановить военный баланс. Получается, что Азербайджан, делая довольно серьезные расходы, в течение этих 10 лет никоим образом не смог изменить этот баланс. Понятно, что в этих новых условиях лидеру Азербайджана будет довольно сложно сохранить гонку вооружений в тех же темпах, особенно если учесть, что у него есть серьезные проблемы, и эти проблемы еще больше углубятся на общественном, экономическом и внутриполитическом поле.

– Армянская пресса около двух недель пыталась понять, почему Россия опубликовала список поставляемых вооружений. Фактически, это было связано с российско-азербайджанскими военными отношениями?

– Возможно, но я не думаю, что это главная причина. По-моему, Азербайджан в целом должен был знать об объемах вооружений. Возможно, в плане некоторых видов оружия был удивлен, но вообще не думаю, что это было большой неожиданностью для Азербайджана. Возможно, публикация была связана с более широким контекстом, скажем, с российско-турецкими отношениями, хотя у меня другое техническое объяснение. Кредит предоставлен Армении на особых, привилегированных условиях, и Армения впервые покупает оружие по внутрироссийским ценам непосредственно у завода. Публикация списка объясняется этим обстоятельством, потому что в прошлые годы Армения получала преимущественно использованное оружие со складов вооруженных сил России.

– Заметное снижение военной риторики и военной активности Азербайджана связано только с экономическими проблемами, или есть еще и другие факторы, которые повлияли на это? Учитывая это, какие прогнозы мы можем сделать на ближайшее время?

– Снижение, которое мы видим, было следствием не одного-двух, а множества факторов, точно так же, как и прошлая эскалация. Естественно, в первую очередь это объясняется внутренними проблемами, но есть также и региональный контекст – российско-турецкая напряженность, в которой Азербайджан максимально пытается избежать того, чтобы выражать свою позицию. И поскольку гонка вооружений серьезно не изменила военный баланс, более того, военный баланс в некоторой степени восстанавливается, это также обесценивает эти попытки Азербайджана. В то же время, я, к сожалению, не думаю, что у нас будет свершено мирная ситуация на границах, потому что заявления, действия руководства Азербайджана, и те же экономические проблемы вынуждают Ильхама Алиева время от времени идти на обострение ситуации, просто показывая, как обществу, так и армянской стороне, что эта проблема существует – как ресурс.

Мы, конечно, не можем полностью исключить вероятность широкомасштабных военных действий, и не можем исключить перманентное сохранение напряженности на линии соприкосновения. Существует мнение, что, так сказать, бедный Азербайджан может быть более опасным, чем Азербайджан, имеющий нефтедоллары. Но опыт Азербайджана 90-ых показывает, что, во-первых, в Азербайджане, как вооруженные силы, так и общество крайне недовольны социально-экономическим положением, и сейчас не лучшие времена для возобновления военных действий. Во-вторых, возобновление военных действий на самом деле должно быть с целью укрепления стабильности режима, но Ильхам Алиев очень хорошо понимает, что если он пойдет на широкомасштабную войну именно сейчас, в данный момент, как министр обороны, так и руководители других силовых структур, обычные генералы или командиры на линии соприкосновения получат беспрецедентную силу и возможности. Не будем забывать, что Ильхам Алиев, вероятно, предчувствуя напряженность, несколько месяцев назад расформировал одну из своих главных опор – Министерство национальной безопасности. Следовательно, он не пойдет на такой шаг, который вместо того, чтобы укрепить его позиции в стране, поставит его и его элиту в зависимость от силовых структур и генералов. Думаю, Ильхам Алиев не забыл, каким путем его отец пришел к власти, опираясь на поддержку, имеющих влияние на фронте командиров, в том числе и Сурета Хусейнова. Эта ситуация может повториться. Никто не может гарантировать, что военные действия будут осуществляться таким же образом, как и в начале 1990-ых годов, и в этом случае провал власти Алиева будет более чем вероятным.

– На каких условиях стороны пойдут на следующую встречу, учитывая все это – вооружение вооруженных сил Армении, проблемы Азербайджана, региональные события в более широком смысле? Возможно, эта встреча состоится в Вашингтоне, в рамках саммита ядерной безопасности. Можно ли сказать, что позиции Армении в переговорном процессе будут более сильными?

– Думаю, будут более сильными, не только исходя из этого. Знаете, отношения Соединенных Штатов и Азербайджана довольно напряженные. Естественно, если будет встреча с президентом Обамой (можно предположить, что она состоится), президент США будет говорить с Ильхамом Алиевым также и о преследованиях активистов и насильственных действиях в Азербайджане. И все эти проблемы могут отразиться на переговорном формате. К сожалению, исходя также и из других обстоятельств, не думаю, что у нас будет какое-то серьезное продвижение в переговорном процессе. Азербайджан в течение прошлого десятилетия сделал столько заявлений и взаимоисключающих шагов, что вряд ли Ильхам Алиев сможет с легкостью отказаться от своей прежней риторики и шагов.

– А с точки зрения снижения напряженности и внедрения механизма расследований Вы не ожидаете прогресса?

– Более того, мы можем даже ожидать того, что за несколько дней до встречи напряженность возобновится, потому что Азербайджан во время каждого подобного мероприятия постоянно предпринимает такие шаги, а в последнее время также и увеличивая опасность с применением артиллерии, танков и так далее. Что-то наподобие этого может произойти и сейчас, исключительно для того, чтобы обратить на это внимание внешней аудитории.

С другой стороны, всем понятно, что только Азербайджан против предложений, как сопредседателей Минской Группы, так и руководителей стран-сопредседателей, связанных со снижением напряженности на линии соприкосновения, которые мы отметили. Азербайджан согласится с внедрением механизма расследования только в том случае, если будет довольно жесткая и долгосрочная деятельность со стороны Минской группы. До этого момента мы не видели этого. Азербайджан может быть более уязвимым для внешнего давления, если усложнится социально-экономическая ситуация, и энергетический фактор не будет играть той роли в Азербайджане, как в прошлые годы, а сегодня это так и есть. А это рано или поздно приведет к тому, что Азербайджан будет вынужден принять те предложения, о которых говорили и армянская сторона, и сопредседатели.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.