Сергей Лавров

Обзор основных тем азербайджанской прессы за неделю

В начале года азербайджанские СМИ решили вновь обсудить министерство иностранных дел России. Рупор бакинской пропаганды Haqqin.az 2 февраля выпускает статью с таким вот названием: «Так ведь С. Лавров наш, грузинский армянин Калантаров». В ней повествуется о недовольстве Тбилиси высказываниями Сергея Лаврова об угрозе ИГИЛ в грузинском Панкисском ущелье. «Сейчас доходят сообщения, что игиловцы используют эту труднодоступную территорию для того, чтобы там тренироваться, отдыхать и пополнять свои запасы», — заявлял ранее глава российского МИД. В начале месяца грузинский президент посетил регион, чтобы убедиться в том, что ущелье в безопасности. Слова Георгия Маргвелашвили в селе Дуиси («Я и наши гости убедились, что в ущелье все спокойно, криминогенная ситуация даже лучше«) Haqqin.az преподнес как «ответ Тбилиси на участившиеся выпады Москвы».

Провластный портал попытался убить двух зайцев сразу: a) выставить Тбилиси «жертвой» российской дипломатии и б) напомнить об «этническом происхождении» Лаврова. «Некоторые даже пишут с обидой, мол, как-никак Лавров имеет тбилисские корни, отец его все-таки наш, грузинский армянин, и фамилия его Калантаров», — пишет спецкор Haqqin.az Фридон Дочия. Именно второй вопрос, имеющий по сути второстепенное значение в контексте констатируемого российско-грузинского разногласия, вынесен в заголовок публикации.

Созданный в конце 2015 г. портал Cebhe.info, возможно с расчетом на повышение рейтинга, поздравил соотечественников с 1 января, опубликовав «разоблачающий» материал с названием «Секреты армянского министра по фамилии Калантаров». Опираясь на информацию Pressafoto, портал утверждает, что «ни в каких официальных документах нет данных о том, где родился Сергей Лавров». Журналисты со слов жителей Тбилиси пишут, что Лавров обучался в школе №84. Но его «следы подчищены так, что найти о нем что-то невозможно». Cebhe.info утверждает, что бывшая фамилия министра звучит не «Лаврентян», а «Калантаров». «Отец Лаврова был из богатой семьи Калантаровых. Его дед Калантаров был членом тбилисской думы», — продолжает портал.

Выпады в адрес руководителя российской дипломатии — давняя традиция бакинской пропаганды. Так, еще 2 сентября 2015 года сомнительные пассажи о Лаврове публикует газета Yeni Musavat. Тогда в Ереване встречались министр обороны Армении Сейран Оганян и посол России Иван Волынкин, а в Баку президент Ильхам Алиев принимал Лаврова. Мусаватисты подчеркивают неслучайность такого совпадения: «В этот день армянская армия активизировалась на границе, направив огонь против мирного населения. То, что Лавров не промолвил и слова об этом, а параллельно проходила встреча российского посла с Оганяном, развеивает сомнения о том, что за происходящим стоит рука России». Далее Musavat пишет, что «приехавший по особому поручению Путина Лавров, используя потенциал 102-военной базы, усиливает армянские провокации против Азербайджана. «Показывая беспощадность против мирного населения, он [Лавров] пытался продиктовать Баку собственные условия», — говорится в публикации. Оппозиционеры уверены в том, что хотя Лавров чуть ли не каждый год посещает Баку, но не оказал «даже мизерного положительного влияния» на решение карабахской проблемы.

8 августа 2015 г. Musavat выпустила еще более «откровенную» статью. «Министр армянского происхождения создал идеальные условия, чтобы продвигать своих соотечественников в МИД России», — пишут авторы. «Это и есть одна из причин затягивания решения карабахской проблемы», заключает издание. Журналисты обосновывают свои тезисы «откровениями» бывшего мидовского сотрудника с 30-летним стажем, чье имя держится в секрете. Последний утверждал, что дескать усилиями Лаврова послом России в Иране был назначен армянин Леван Джагарян (тоже из Тбилиси).

А его азербайджанский коллега Али Мустафабейли, стоявший в свое время выше по рангу, «не поднялся ни на шаг» в карьерной лестнице. 2004 год объявлен Musavat «годом армянского ренессанса» в МИД, который тогда возглавил Лавров. В Баку уверены, что за 11 лет его руководства «число армян на руководящих постах МИДа резко выросло». В статье также подчеркивается фамилия «Калантаров». Musavat опасается за будущее российской дипломатии, в которой влиятельный Лавров играет центральную роль: «Чтобы ни было, армянин остается армянином и в решающих ситуациях текущая в жилах Лаврова (Калатарова) армянская кровь сыграет решающую роль и он будет выносить решение в пользу армян. Как будто назло находящийся в течение 11 лет на этом посту Лавров сумел завоевать доверие официальной Москвы. Иначе вернувшийся в 2012 году на Олимп власти Путин не сохранил бы его на своем посту. Получается, осведомленный обо всем отставной офицер КГБ в курсе, но … смотрит на это вполне нормально».

Далее авторы подводят читателей к главной проблеме — Карабаху. По их мнению, даже если Азербайджан «опустит все пять пальцев в мед» и предложит Кремлю, то даже тогда второй останется недовольным, и «отношение к стране не изменится». Наличие министра армянского происхождения в узловом ведомстве России видится основной причиной замораживания карабахского урегулирования.

«Такой вывод подкрепляется еще одним всплывшим наружу фактом. Оказывается, ключевые посты в российском министерстве иностранных дел заняты армянами во главе с тбилисским армянином Сергеем Лавровым. Главная причина того, что в позиции Москвы вот уже в течение многих лет нет продвижения в карабахской проблеме, состоит именно в этом», — говорится в сообщении.

Мусаватисты возмущены тем, что Баку в надежде на решение конфликта всячески заискивает перед Кремлем, но без толку: «…долгое время официальный Баку, ставя под риск свои связи с Западом, делает один за другим реверансы России, избегая даже малейших неосторожных шагов, которые могут не понравится Кремлю. Даже открыто показывается, что Кремль окажет давление на армян по вопросу оккупации Нагорного Карабаха, тогда Азербайджан сможет присоединиться к Евразийскому союзу. … Вместо этого (решения карабахской проблемы — Ф.М.) перед Азербайджаном встают новые угрозы с целью шантажа в лице евразийского движения».

В статье говорится о том, что «кабинет Сергея Калантарова ведет антиазербайджанскую кампанию», оказывающую «серьезное давление на Путина». Авторы заключают, что Баку стоит всерьез задуматься об этих фактах и усилить эффективность собственного лобби в России: «Во внешней политике роль армянского фактора должна быть своевременно обезврежена, иначе сам Азербайджан будет обезврежен как государство».

Vesti.az и «Азербайджанские известия» действуют несколько хитрее. В январе 2015 года они писали об обиде армян «на человека, которого называли своим». В это время Баку согласовал с Москвой крупную сделку на приобретение российской военной техники. Прозападный армянский журналист обвинил тогда Лаврова в том, что «он дал Азербайджану команду наступать».

Бакинская пресса поспешила вбить клин между российским МИД и Ереваном, оперируя фактами происхождения российского министра. «Сергей Лавров превратился в чужого для армян человека благодаря прозападному рупору Армении — изданию Lragir.am», — передает Vesti.az. Жирную точку под обозначенной проблематикой в 2014 г. поставил бакинский политолог Мубариз Ахмедоглу, слова которого передает Day.az: «Парадоксально, но факт. Армяне сегодня являются хозяевами примерно половины российской дипломатии. В другой половине они обладают ролью направляющих. Дугин недавно узнал, что Лавров имеет армянское происхождение. Русскую дипломатию должны создать такие, как Дугин».

Оставляя обвинения о проталкивании Лавровым своих «земляков» в МИДе на совести авторов, скажем, что сам глава МИД РФ не скрывает свои корни, но и не выпячивает их. «У меня тбилисские корни, потому что мой отец оттуда, во мне течет армянская кровь и никакая другая. Эта кровь ни в чем мне не мешает», — заявил он в 2005 году в Ереванском славянском университете.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.