keyboard_arrow_up

Большие амбиции. Почему развалилась внешняя политика Турции

visibility 692 commentкомментировать

Еще несколько лет назад, в начале двухтысячных, Турция шла к тому, чтобы стать мягкой доминантной силой в своем регионе. Провозгласив внешнеполитический курс «ноль проблем с соседями», Турция казалась сторонним наблюдателям классическим примером государства, проводящего демократические экономические реформы дома параллельно с практичной и умной дипломатией, которая предлагала Анкару в качестве медиатора в региональных конфликтах. И вот настал 2016-й, и можно констатировать, что эта политика развалилась, пишет Генри Барки, директор ближневосточной программы Центра Вудро Вильсона.

По мнению политолога, большие амбиции Турции рассыпались по нескольким причинам. Одна из них – грандиозные планы президента Реджепа Эрдогана по завоеванию для Турции ее места в мире. Вот основные идеи Барки из статьи на сайте журнала Foreign Policy.

«Арабская весна»

В первые годы XXI века прогресс Турции был впечатляющим – быстрый экономический рост, демократизация, превращение Стамбула в важный международный хаб. Это позволило Эрдогану, тогда премьер-министру, начать брать на себя больше рисков: в 2009 году он публично поссорился с президентом Шимоном Пересом по поводу действий Израиля в секторе Газа, а когда в Египте и Тунисе началась «арабская весна», посчитал, что именно Турции суждена роль лидера в регионе и страны, которая будет нести «идеи перемен и нового мирового порядка» (выражение министра иностранных дел Ахмета Давутоглу).

Однако вскоре правительство «братьев-мусульман», с которыми у Анкары были тесные связи, в Египте было свергнуто, и отношения двух стран быстро испортились.

Сирия, которая все изменила

Но настоящий удар по внешнеполитическим планам Турции нанесла Сирия. До 2011 года эта страна была наиболее успешным примером концепции «ноль проблем с соседями». Эрдоган и Асад не просто сотрудничали, но и дружили, а Анкара помогала Сирии начать переговоры с Израилем и поддерживала в противостоянии с ООН, которая настаивала на выводе сирийских войск из Ливана. Как пишет Барки, когда в Сирии весной 2011-го начались протесты, Эрдоган рекомендовал Асаду провести косметические реформы. После того как тот не внял дружескому совету, турецкий президент отвернулся от недавнего союзника и публично призвал к его свержению.

Асад, однако, устоял, и это толкнуло Эрдогана к политике «все приходится делать самому», которая привела не только к напряженности в отношениях Турции с США и Европой, но и к тому, что через турецкую границу в Сирию потекли иностранные боевики. Многие из них постепенно примкнули к «Исламскому государству» (запрещено в России) и помогли ему обрести ту силу, которую оно имеет сейчас; эту силу группировка впоследствии направила и против Турции.

Курдский вопрос

Самым важным последствием околосирийского хаоса Барки называет укрепление сирийских курдов, получивших возможность предъявить претензии на территории, которые занимают, и к тому же получить в этом вопросе такого союзника, как США. Победа курдов над ИГИЛ в битве за Кобани в 2014 году, по сути, стала началом конца процесса по урегулированию отношений Анкары и с турецкими курдами.

Еще больше ситуация осложнилась в ноябре 2015 года – Турция сбила у своих границ российский военный самолет (акт, причиной которого эксперт называет злость Эрдогана от собственного провала в Сирии). Это дорого обошлось Анкаре в экономическом, политическом и военном аспектах и, вероятно, еще будет иметь для Турции негативные последствия.

Что дальше?

По мнению политолога, события последних нескольких лет явно свидетельствуют о том, что внешняя политика Турции перестала быть делом Турции – она стала личным делом Эрдогана, продуктом его мировоззрения, прихотей и предпочтений.

Перед турецким президентом стоят три взаимосвязанные задачи: он пытается еще больше консолидировать власть в стране, наладить отношения с курдами, чтобы не позволить им создать собственное государство, и не допустить дальнейшей их поддержки в этом вопросе со стороны США. Если Эрдоган будет решать эти вопросы в своей жесткой манере – особенно это касается консолидации власти, – он рискует еще больше расколоть турецкое общество, еще больше испортить отношения Турции с ее традиционными союзниками и окончательно лишить страну ее прежних амбиций стать лидером региона, имеющим «ноль проблем». Но, констатирует Барки, помешать президенту вести страну так, как ему этого захочется, не может никто.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.