Мир в очередной раз изменился. Повод для нас более чем печальный, но уверен, все, кто должен, извлекут урок из этой трагедии. А те, кто должен получить урок — получат.

Ближневосточный расклад в свете последних событий


Ситуация на Ближнем Востоке становится такой, что прогнозировать дальнейшее ее изменение весьма сложно. Сложно, но не невозможно.

Реджеп Эрдоган окончательно заигрался в султана Османской империи и тем самым весьма осложнил ближневосточный расклад. И более чем своеобразная реакция НАТО это подтверждает. Никто, кроме, естественно, США, не желает очередного витка осложнений с Россией. И это не может не радовать. Но резонный вопрос: что дальше?

Турция имела шанс стать ведущей региональной державой в «нулевые» годы, когда в основу ее внешнеполитической доктрины легла концепция, разработанная тогдашним министром иностранных дел, а ныне премьером Ахметом Давутоглу. Эта концепция получила название «ноль проблем с соседями» и провозглашала необходимость укреплять партнерские связи со всеми близлежащими государствами — вплоть до нормализации отношений с такими проблемными, с точки зрения Анкары, странами, как Греция и Армения.

Вообще, у дуэта Эрдоган — Давутоглу начало получаться очень даже неплохо. Один обладал некоей харизмой, основанной на исламе, второй обладает недюжинным умом. Турция развивала сотрудничество с соседними арабскими странами — Ливией, Ираном, Египтом, Сирией. Доходы Анкары исчислялись миллиардами долларов. 

Но все благие начинания сгубили непомерные амбиции. В конце 2009 года Давутоглу открыто заявил в одном из выступлений: 

«Нас называют неоосманами — да, мы и есть неоосманы, мы вынуждены заниматься соседними странами, и пойдем даже в Африку».

Эта политика в конце концов привела Анкару к активному участию в «арабской весне», в ходе которой Эрдоган совершил массу ошибок. Наконец турки реально ударились лбом о сирийский плацдарм.

По сути, Эрдоган пытался создать конфедерацию в границах Османской империи, а получил гражданскую войну с курдами, конфликт на сирийской границе и осложненные отношения с США. И, не успев вовремя остановиться, испортил отношения и с Россией.

Эрдоган оказался в чрезвычайно сложной ситуации. Имеющаяся сегодня курдская проблема — это реальная угроза целостности Турции. У США имеется проект "Независимый Курдистан". Курды уже фактически получили автономию в Ираке, возможно, получат и в Сирии. Турция — под вопросом.

В сегодняшнем раскладе на Ближнем Востоке у Турции нет союзников. Более того, Турция фактически в окружении врагов.

Иран

После выхода Ирана из режима вынужденной изоляции многие силы делают ставку именно на Иран. Хоть фактически Иран — это не Ближний Восток, но он там, что называется, с ногами. И Иран, с его отношением к курдам — не союзник Турции. Более того, через некоторое время после начала экспорта нефти и газа Иран в состоянии привести свои вооруженные силы в порядок и не уступать Турции. Плюс довольно взвешенная политика. Ну, и не стоит забывать, что Иран — страна с гигантскими запасами энергоресурсов, которая занимает третье место в мире по запасам нефти и второе место по запасам газа. А о подобном потенциале туркам можно лишь мечтать.

Сирия

Конечно, Асад уже должным образом оценил все усилия Эрдогана по развалу Сирии и поддержку туркмен и ИГИЛ. Да, в военном плане Сирия сегодня не та, что лет 10 назад, но... Россия. Что, кстати, вполне устраивает Иран.

Саудовская Аравия и Катар

Эрдоган действительно планировал реализовать свои неотюркские амбиции в партнерстве с Катаром и Саудовской Аравией. Однако Турция как светское государство не имеет такого веса в глазах традиционных (и тем более радикальных) исламистов в этих странах. Более того, "Братья-мусульмане", представителем которых является Эрдоган, абсолютно непопулярны у саудитов. Что и продемонстрировали египетские события. А Эрдоган наглядно продемонстрировал, как он реализует эти амбиции в ходе «арабской весны». 

И Саудовская Аравия, и Катар имеют чисто номинальные армии. Тем не менее, находясь на противоположном полюсе от Эрдогана, они создают некий форпост на пути имперских амбиций Турции, вооружая Египет. Многие источники говорят о прямых и непосредственных связях Катара и СА с ИГИЛ. Но это восточная тонкость: поддерживая ИГИЛ, который является средоточием радикализма, СА и Катар не желают видеть, как Эрдоган пользуется плодами побед террористов. Речь, понятно, идет о транзите нефти, добываемой ИГИЛ в Сирии и Ираке. 

Цели и задачи у Катара, СА и Турции разные. Это понятно. ИГ и Великая османская империя-2 — вещи абсолютно несовместимые даже географически. Поэтому СА и Катар не просто не являются союзниками Турции, более того, они усиленно вооружают его противников.

Египет

Когда "Братья-мусульмане" пришли к власти, Эрдоган праздновал победу. Вместе с собратом по "БМ" Мурси Эрдоган действительно получил шанс на реализацию своих амбиций. Но смена власти ровно через год и приход ас-Сиси поставил на этом крест. А заодно и на нормальных отношениях Египта и Турции.

Сегодня армия Египта представляет собой очень внушительное образование. Уступающее туркам только в "свежести". Но с деньгами Саудовской Аравии и возможностями ВПК России, с которым в настоящее время заключается ряд контрактов на сумму около 22 млрд. долларов, армия Египта займет главенствующую позицию в регионе. Плюс не стоит забывать о ежегодной военной помощи от США.

Иордания

Пожалуй, самая бедная страна региона, обладающая самой скромной армией. И имеющая множество внутренних проблем, как, например, почти полтора миллиона сирийских беженцев из районов, захваченных ИГИЛ. Позиция Иордании всегда была откровенно проамериканская. Иордания присоединилась к коалиции, возглавляемой США, и до последнего времени высказывания иорданских официальных лиц по сирийскому вопросу не отличались от того, что говорили в Вашингтоне. Однако в последнее время позиция Аммана стала меняться. Во многом этому способствовали успехи операции российских ВКС в Сирии. Иордания выразила желание координировать действия своих военных с российскими. Намечено создание в Аммане информационно-логистического центра по аналогии с созданным в Ираке. 

Израиль

Армию Израиля комментировать нет смысла.

А отношения таковы. Несмотря на то, что Израиль проповедует откровенно антисирийскую линию (имея на это некоторые весомые основания), несмотря на довольно натянутые отношения с Ираном, Израиль является одним из ярых противников Турции. Тоже не без оснований. Сегодня Израиль довольно в теплых отношениях с Египтом (после смены там власти), а значит, и с Саудовской Аравией. Фактически это некая триада, которая готова "дружить" против Эрдогана.

Фактически сегодня своими действиями Турция в лице Эрдогана настроила против себя весь регион. Плюс США, Европу и Россию. На что рассчитывает Эрдоган, сказать сложно. Если принять во внимание членство в НАТО и обладание второй армией в блоке, уповать на то, что остальные будут его поддерживать...

Ведь то, что сейчас пытается делать Эрдоган, — это попытка перекроить Сирию и поставить ситуацию исключительно под свой контроль. Но помешали действия российских ВКС. 

План был понятен: захватить те самые 98 километров сирийской границы, где проживают этнические туркмены, которые открыто поддерживают Турцию и воюют с войсками Асада. Создать там некую "буферную зону", официально ввести контингент турецких войск для охраны беженцев и под прикрытием лагерей этих самых беженцев тренировать боевиков. И продолжать захват территорий Сирии. При помощи тех же отрядов ИГИЛ.

Не зря же шеф турецкой Национальной организации разведки Хакан Фидан не далее как 25 ноября официально выступил в поддержку ИГИЛ.

"ИГИЛ — это реальность, и мы должны признать, что не можем уничтожить такую хорошо организованную и популярную государственную систему, как "Исламское государство".

Фидан призвал западных коллег "пересмотреть свои взгляды на исламское политическое движение, отложить в сторону их циничный менталитет и помешать планам Владимира Путина сокрушить сирийских исламистских революционеров".

И с помощью "хорошо организованной" системы ИГИЛ захватывать территории в Северной Сирии, вплоть до Алеппо включительно. Потому что в турецком понимании тот же Алеппо — это исконный вилайет Османской империи. Исторически да, но Османской империи много чего принадлежало лет этак четыреста тому назад. Что днем сегодняшним выглядит абсолютным варварством.

Но с нашим бомбардировщиком Эрдоган явно перебрал лишнего. Он поступил как провокатор-зачинщик, который оскорбляет вас, а потом убегает за угол, где вас должны ждать амбалы с битами. Но в данном случае товарищи по НАТО, которые должны были сыграть роль амбалов, покрутили пальцем у виска, и в поддержке турецкому лидеру отказали. В мягкой, правда, форме. Дескать, разбирайся с русскими сам. Но даже после этого Эрдоган предпочитает куда-то лететь, закусив удила.

Наша история знала несколько таких примеров. Когда лидер страны обрекал себя на войну со всем миром. Ну, или с его большой частью. Не стоит говорить, чем все закончилось, правда? Войну "против всех" выиграть невозможно. Ни экономическую, ни с помощью оружия.

Политика Эрдогана поставила Турцию в сложное положение. Союзники практически отсутствуют, а действия России в ответ на акт агрессии не позволяют прибегнуть к защите блока НАТО. Турция остается одна в регионе против стран, явно или неявно желающих падения Эрдогана. Говоря по-простому, Эрдоган «достал» всех без исключения. Даже США. Про Европу в лице Франции и Германии говорить не приходится. Да, Эрдоган крепко взял Европу за горло, организовав потоки беженцев со своей территории. И это ему тоже зачтется.

Был единственный новый союзник, который мог хоть как-то поддержать Турцию. Учитывая множество совместных экономических проектов, вложений и всего прочего. Но даже с Россией не вышло.

Предрекать падение Эрдогана как правителя не стоит. Это очевидный факт. Запад вряд ли будет ставить на эту карту. Восток — тем более. Карта Турции будет бита в самом недалеком будущем. И виноват в этом будет исключительно Эрдоган.
Автор Роман Скоморохов, Александр Ставер
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.