Мировое, в т.ч. отечественное, диванно-экспертно-блогерское сообщество так уютно спряталось за красивым словом «гибридная война», что всякие признаки просто войны вызывают у него оторопь. Как же, мол, так? Ведь изящно же всё складывалось – о глобальных интригах сверхдержав и тайных властителей мира, о геополитике и финансовых потоках… И тут откуда ни возьмись – туристы в Египте, обыватели в Париже …

А теперь вот – сбитый российский «Су», один погибший пилот и один, возможно, захваченный.

А ведь так хотелось верить, что на «гибридной войне» не убивают. А если и убивают – то только где-то далеко, в телевизоре.

А на войне – убивают. Убивают и гражданских, и наших солдат. Потому что это война – какой «разгибридной» её ни обзови, она всё равно война.

Единственное, пожалуй, отличие – в восприятии обывателем.

То, что сейчас, – это не та война, которую мы знаем по книжкам и кино. Не та, которая «22 июня, ровно в четыре часа».

Это война, которая вползает в повседневную жизнь неторопливо, потихоньку отгрызая кусочек за кусочком от мирных привычек. Пляжи за пармезанами, Елисейские поля за украинскими друзьями детства… Вот она уже совсем рядышком… Как бы само собой – мол, так как-то вышло.

Глядь – а вот тебе и «ровно четыре часа».

То, что случилось сегодня где-то около сирийско-турецкой границы, – это ещё один шаг, отнятый войной у привычки к миру.

Сегодня русский солдат впервые после Второй мировой убит солдатом иностранного государства.

Это не метафора. Да, прошедшие 70 лет совсем уж мирными не были – но регулярные войска СССР (РФ) и чьи бы то ни было ещё регулярные войска друг с другом не сталкивались. Когда нашей армии противостояли террористы и прочие душманы, как в Афганистане, – да, бывало. Или иностранной армии противостояли наши добровольцы, советники или миротворцы с мандатом ООН, как в Осетии, – тоже случалось. А вот чтобы турецкая, к примеру, ракета по приказу своего суверенного командования сбивала, к примеру, российский военный самолёт при исполнении боевой задачи, – такое впервые.

И таких слов – «удар в спину», «пособники террористов», «преступление», «трагические последствия для…» – глава российского государства в адрес другого государства по такому поводу тоже давно не говорил.

И это – ещё одно новое состояние по пути от беспечного мира к обычной войне.

В этом состоянии турецкие курорты и даже жирные гешефты (ради которых, как мы помним, войны и затеваются) вдруг становятся какими-то несущественными.

Потому что логика войны уже пошла жить своей жизнью. И всё, что в этой логике должно произойти, – произойдёт с высокой степенью вероятности.

…Кстати, милая обывательская привычка к воинственно-патриотическим или общечеловечьим истеричным заклинаниям, милая обывательская привычка к обсуждению и осуждению мотивов, решений и действий Верховного Главнокомандующего, – это тоже бесполезное наследие беспечного мира, который без войны. В мире, который на войне, – это либо признак инфантильности, либо предвестник смуты.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.