В парламент Грузии внесён законопроект, который выводит службу разведки из-под контроля президента Саакашвили. Служба разведки будет подотчётна правительству и Совету национальной безопасности. Её руководителя будет назначать и освобождать от должности премьер-министр.

То, что сегодня происходит с Михаилом Саакашвили, иначе как ударом судьбы назвать нельзя. Причуды местной политики приводят к тому, что Саакашвили обречён погибнуть по сугубо демократическим процедурам.

Дело в том, что теряя популярность среди населения, Саакашвили по примеру украинского президента Леонида Кучмы придумал политическую реформу с перемещением центра власти в парламент. Расчёт простой и понятный: при игре в парламентаризм резко возрастает влияние ФПГ, которые контролируют добрую половину любого парламента. В таких условиях президент становится одним из ключевых игроков в конкуренции ФПГ за влияние на правительство. Потому что правительство будет зависеть от конфигурации в парламенте – следовательно, поле для конкуренции расширяется, и у президента открывается широкое поле для маневра.

Но нехитрая манипуляция с конституцией привела к неприятному повороту судьбы для Саакашвили. По результатам выборов его оппоненты получили большинство в парламенте. Саакашвили не учёл одного: в ходе его правления Грузия погрузилась в «чёрно-белую» политическую повестку. Ко всему, вероятно, сыграл свою роль пресловутый «кавказский характер». Мы забываем, что для грузин Саакашвили – это лидер нации, который проиграл войну. Причем войну, им же начатую. Поверьте, на Кавказе любят победителей.

Сейчас у Саакашвили медленно, но уверенно отбирают полномочия.

Можно прогнозировать, что в течение следующего года Саакашвили окажется в роли «свадебного генерала» и ему предстоит сложный выбор. Либо придется доверить свою судьбу победителям, потому что парламент переиграл президента Мишико по его же правилам. Либо эмигрировать при удобном случае.

Но если Саакашвили эмигрирует, это значит, что он навсегда запишет себя в историю Кавказа как предатель и трус. Что, зная пресловутый кавказский характер, не лучшая судьба. Причём не лучшая даже с точки зрения персональной безопасности. Потому что если невест в нашем районе уже не воруют, то кровную месть никто не отменял.

Но оставим право Саакашвили самому принимать решения о своей судьбе. Нас больше должны волновать уроки, которые мы должны извлечь из политической судьбы грузинского президента.

Ключевое требование, которое необходимо предъявить Саакашвили: он должен быть осуждён. Дело не в любви или не любви к Михо Саакашвили, не в отношении к «цветным» революциям, не в борьбе с коррупцией, не в либеральных реформах, не в превращении Грузии в форпост США на Кавказе. Всё это меркнет перед прецедентом, созданным гражданином Саакашвили, и возможной ролью такого прецедента в Евразии.

Итак, Михаил Саакашвили – это политик, принявший решение о начале гражданской войны. Какие у него были мотивы, что им двигало, считает ли он осетин «цхинвальскими бандитами», – всё это глубоко вторично. Важно лишь то, что мы имеем дело с осознанным и трезвым решением начать гражданскую войну.

Именно в силу преступности даже мысли о гражданской войне Саакашвили должен понести наказание.

И России как государству-победителю в войне 2008 года наравне с Южной Осетией и Абхазией необходимо выдвигать главное условие: суд над Саакашвили за начало гражданской войны. Теперь, когда власть в Грузии принадлежит противникам Саакашвили, а симпатии большинства грузин не на его стороне, такое требование вполне уместно.

Во-первых, суд необходим для того, чтобы символично закончить гражданский конфликт на Кавказе, который на самом деле тянется с 1989 года.

Во-вторых, наказание главы государства, начавшего гражданскую войну, автоматически смывает вину соучастия грузинского народа в преступлении.

В-третьих, осуждение Саакашвили необходимо в качестве урока для правителей остальных национальных осколков.

Дело в том, что мы входим в зону политической турбулентности во всех национальных государствах Евразии за пределами Таможенного союза. Лихорадит всех: Армению, Молдавию, Украину, Узбекистан и остальных. Единственным исключением является Туркменистан, где правители наслаждаются гигантскими запасами природного газа при небольшом населении. Риски гражданских конфликтов на постсоветском пространстве стремительно повышаются. И у национальных правителей будет всё больше и больше соблазнов для преступных решений, за которыми начинаются необратимые процессы.

Поэтому осуждение Саакашвили за развязывание гражданской войны – это прививка для национальных элит в любом государстве Евразии. Забудется всё. Но то, что Россия справедливо наказывает братоубийц, — запомнится. На Кавказе уважают такие решение. Даже враги.

Потому что если не сделать этого, нам снова придётся учить пройденные уроки истории. Которая нас учит тому, что до кризиса доводит национальная элита, а разгребать приходится под чутким руководством из Москвы. Или из Минска — кому как больше нравится.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.