Известно, что 22 марта в 13.50 с позиций одной из воинских частей Армии обороны НКР, дислоцированной в восточном направлении, оставив оружие и боеприпасы, перешел на сторону противника военнослужащий, рядовой контрактник Андраник Араратович Григорян 1991 года рождения. «У солдата, перешедшего линию соприкосновения с Азербайджаном, были проблемы в семье», - заявил журналистам 25 марта министр обороны Армении Сейран Оганян. В свою очередь, в пресс-службе МО АР отметили, что в ходе допроса Григорян показал, что причиной его перехода на азербайджанскую сторону является то, что он боится бессмысленной смерти. А более точную, на наш взгляд, оценку этому событию дал известный армянский аналитик Левон Мелик-Шахназарян: «Каждая нация нуждается в своем предателе».

Со своей стороны отметим, что в ходе войны нередко происходят такие вещи. Для сравнения напомним, что за годы конфликта между АР и НКР количество дезертиров из вооруженных сил Азербайджана исчисляется тысячами. Но в данный момент для нас главное не сам факт наличия дезертиров на войне и даже не их количество. Интересно другое.

Как и следовало бы ожидать, азербайджанская сторона разглядела в этом инциденте новую потеху, которой можно отвлечь внимание своего населения от грядущего финансово-экономического и, не исключено, геополитического коллапса государства.

Первым против такой постановки вопроса о дезертире выступил политолог Арастун Оруджлу. «Армянская сторона будет считать его перебежчиком, дезертиром, предателем, но для нас он является человеком, перешедшим на нашу сторону со стороны противника, - заявил он порталу minval.az. - Наши СМИ, в частности телеканалы, подошли к этому вопросу очень непрофессионально, представив его как военнопленного, что совершенно неправильно». А на вопрос корреспондента «Но мы ведь прекрасно понимаем, что за всеми действиями телеканалов стоят власти. Видимо, различить не смогли наверху» он ответил утвердительно: «Это правда, да. Нет независимых телеканалов. В их сказки о независимости перестали верить даже слабоумные». Он утверждает, что «Григорян, с точки зрения логики, является нашим гражданином». Но, сразу после этого, сам же косвенно ставит под сомнение принадлежность Карабаха АР. «Если мы считаем Карабах своей территорией, то родившиеся там люди также считаются гражданами АР», - говорит он. Он предлагает заполнить «вакуум в законодательстве, обусловленный конфликтом, оккупацией части страны» и объявить Григоряна «20001 армянином, проживающим в Азербайджане», потому что «власти часто заявляют о том, что в стране проживает около 20 тыс. лиц армянской национальности». «Такой шаг в конечном итоге мог бы стать демонстрацией доброй воли азербайджанской стороны в отношении карабахских армян», - заключил Оруджлу.

Это заявление Оруджлу стало поводом для начала обсуждений среди других аналитиков и общественных деятелей АР. Бывший министр обороны АР Рагим Газиев выступил с обращением в адрес верховного главнокомандующего – Ильхама Алиева. Он предлагает «серьезно подумать и принять план неотложных мер для спасения граждан Азербайджана армянской национальности из Нагорного Карабаха, которые сбились с пути, но теперь понимают, на какие беды и трагедии их обрекли их лидеры». По его мнению, «президент страны должен официально объявить о гарантии безопасности и нормального проживания азербайджанских граждан армянской национальности из НК». При этом он уверен в том, что «эти люди дошли до отчаяния от нечеловеческих условий жизни и поэтому с нетерпением ждут от азербайджанского государства такого предложения».

Опальный полковник МО АР Иса Садыков, ныне проживаюший в эмиграции и воюющий уже «за восстановление территориальной целостности Украины», согласен с предложением своего сослуживца. Он утверждает, что «карабахские армяне – граждане АР. Сегодня они находятся в заложниках в руках бандитов и террористов… И поэтому Азербайджан обязан освободить своих граждан от залога путем проведения антитеррористической операции».

По мнению политолога Зардушта Ализаде, «все зависит от подхода к вопросу». По его мнению, власти страны, с одной стороны, разжигают дух войны среди населения, а с другой стороны, в ходе международных встреч заявляют о «своей заинтересованности в мирном разрешении конфликта». Сторонники мира, считает З.Ализаде, «должны выдвинуть такие условия, которые были бы интересны обеим сторонам». Что касается «освобождения Карабаха», политолог уверен, что «сегодня невозможно заполучить Карабах без самих армян… Если Азербайджан хочет мира, тогда он должен предъявлять свои права хозяина на карабахских армян, убеждать противную сторону в том, что не будет никаких проблем для них в плане благополучной жизни, нормального образования и т.д.».

Ознакомившись с этими размышлениями азербайджанских деятелей, невольно в голову приходит известная мудрость М.Ю. Лермонтова: "Не было бы так смешно, если бы не было так грустно". Почему?

Во-первых, потому, что, как говорит народная мудрость, «один в поле не воин». То есть, дезертирство одного солдата вовсе не является доказательством того, что в Карабахе все так уж плохо. Тем более, сам дезертир заявляет, что «он боится смерти». А это во все времена означало и означает одно: обычная трусость!

Во-вторых, не слишком ли поздно очухались в Азербайджане в плане «предъявления прав хозяина на карабахских армян»? Тем более, что никому из вышеназванных деятелей в голову не приходит идея поинтересоваться мнением самих карабахских армян, которые уже на протяжении четверти века счастливо живут в своем государстве и ни на что не собираются менять свою независимость.

В-третьих, такая «забота о карабахцев» теоретически могла бы иметь хоть какие-нибудь последствия для АР в начальные периоды данного конфликта. Но, с другой стороны, как показывает опыт соседней Грузии, где с самого начала конфликта с Абхазией и Южной Осетией действуют правительства в изгнании этих республик и, в отличие от властей АР, напомню, грузинское руководство все эти годы из кожи вон лезет, чтобы «понравиться» абхазцам и осетинам, такие манипуляции никак не действуют на упомянутые народы, которые готовы жертвовать всем ради своей свободы.

В-четвертых, за весь период данного конфликта в АР перманентно создается образ армянина как непримиримого врага «тюрков». Какое счастье может предоставить карабахским армянам такая власть, которая спит и в своих цветных снах видит, когда и как она уничтожит все мировое армянство? Исходя из этого, лично я не думаю, что армяне Карабаха страдают амнезией, чтобы так быстро забыть обо всем этом. В конце концов, если в самом Азербайджане «в сказки властей о независимости перестали верить даже слабоумные», как об этом справедливо говорит политолог А. Оруджлу, почему армяне Карабаха должны верить их сладким обещаниям? Где логика?

В-пятых, как может руководство АР обещать «счастливую жизнь» армянам Карабаха, когда половина населения страны, причем вовсе не от хорошей жизни, уже покинула ее и ищет даже не счастья, а просто кусок хлеба для себя и для своих близких за пределами этого государства, а вторая половина в основном проживает за счет денежных переводов из-за рубежа? Ведь это не секрет, что право на счастливую жизнь в Азербайджане имеют только члены правящего клана и их подручные.

Наконец, армяне в составе АР были таким же "национальным меньшинством", какими сегодня являются талыши, лезгины, аварцы и другие нетюркские коренные народы этой земли, которые видят свое счастье в провозглашении своей независимости. Значит, прежде чем обещать карабахским армянам «счастливую жизнь», следовало бы обратить внимание на то, в каком положении находятся эти народы, которые в отличие от армян, являются еще и мусульманами (единоверцами для тюрков).

Таким образом, Азербайджан со своей стороны сделал и продолжает делать все для того, чтобы армяне Карабаха не то, чтобы мечтать, но даже думать не хотели о "возвращении в лоно этой страны". И было бы неплохо, если бы вышеназванные авторы подумали над всем этим, прежде чем выступать с такими потешными предложениями.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.