Евразийский банк в очередной раз провёл масштабное социологическое исследование — Интеграционный барометр, — показавший ряд небезынтересных тенденций. Ключевая задача исследования состоит в выяснении уровня восприятия гражданами национальных республик идеи евразийской интеграции, а также в определении их отношения к России и русскому миру.

Лояльность идеи евразийской интеграции

В Казахстане, России и Беларуси зафиксирован высокий уровень общественного одобрения участия в Таможенном союзе (ТС) и Едином экономическом пространстве (ЕЭП). При этом в Казахстане и России поставлен рекорд роста уровня поддержки населением участия в Таможенном союзе и ЕЭП. За год поддержка участия в ТС и ЕЭП населением Казахстана и России показала рост более 11%, составив 84% и 79% соответственно. В Беларуси участие в ТС одобряет 68% населения — также рекордные цифры последних лет. Статистические данные свидетельствуют о том, что: 1. Таможенный союз работает и 2. Он эффективен.

Отношение «внесоюзных» стран к воссоединению

Из стран, не являющихся членами ТС и ЕЭП, наиболее высокая поддержка населением планов по присоединению к ним была зафиксирована в Таджикистане (72%) и Узбекистане (68%). Подобный уровень поддержки поясняется положительным отношением таджиков и узбеков к России как стране, способной обеспечить их работой и позволить более-менее гарантировать выживание своим семьям.

Уровень поддержки выше среднего выявлен также в государстве-кандидате на вступление в ЕАЭС — Армении (64%). При этом в Узбекистане поддержка присоединения к ТС за год снизилась на 9%, а в Таджикистане и Армении — на 3%.

В Кыргызстане, который намерен присоединиться к ЕАЭС вслед за Арменией, уровень общественной поддержки перспектив вступления в ТС и ЕЭП за год существенно снизился — с 67% до 50%, а уровень отрицательного отношения удвоился, что является тревожным сигналом.

Падение интереса населения Киргизии к евразийской интеграции объясняется комплексом причин. Во-первых, виной стала апатичность населения, не только разочаровавшегося в местных политиках, но и разуверившегося в перспективах своей страны. Во-вторых, становой хребет экономики республики — реэкспорт товаров из Китая — не выдерживает конкуренции с Казахстаном, создавшим специализированную свободную экономическую зону со специализацией на торговле с КНР. Если до 2012 года на киргизский рынок Дордой ежедневно въезжало порядка 200 фур, то теперь около 50. В Таможенном союзе киргизы не смогут продолжать заниматься торговлей в прежних объёмах, а руководству республики придётся в корне менять экономическую модель республики. Естественно, население куда приветливее относится к будущему, которое не сулит существенных перемен, способных разрушить устоявшийся порядок жизни, а потому Союз пугает киргизов.

В Кыргызстане наблюдается снижение интереса к региону СНГ практически по всем показателям интеграционных ориентаций населения (в экономике, политике и социокультурной сфере), а также рост показателей автономности (когда респонденты не отдавали предпочтений каким-либо странам). Следствием вышеизложенных причин является бегство граждан республики «в себя», автономизация страны, население которой не видит каких-либо перспективных проектов развития.

Интересен факт сохранения поддержки перспектив вступления в ТС-ЕЭП со стороны более чем половины населения Грузии (53%). Однако и здесь за год уровень одобрения снизился на 6%, а отрицательное отношение выросло на 7%. Исправить негативную динамику по Грузии смогут только совместные экономические проекты, лишённые какого-либо политического контекста. Впрочем, учитывая подписанное Грузией соглашение об ассоциации с ЕС, усиление экономических связей представляется затруднительным делом.

В Молдове предпочтения в сторону возможного вступления в ТС составляют 49% от общего числа опрошенных (снижение на 5%), против — 23% (рост на 7%).

Если в прошлом году уровень негативного отношения к перспективам участия в евразийской экономической интеграции был низким только в Азербайджане, ориентирующемся на Турцию, то в этом году к нему примкнула и Украина.

На Украине за год поддержка возможного присоединения к ТС снизилась с 50% до 31%, при росте отрицательного отношения к таким перспективам с 28% до 50%. Причина падения привлекательности ТС очевидна — гражданская война. Также существенно сказалась работа пропагандистской машины Киева, отработавшей всё до последнего цента, а также отключение вещания российских СМИ в республике.

В Азербайджане тенденция не изменилась: и без того низкая поддержка гипотетического вступления в ТС за год снизилась ещё больше — с 37% до 22%, а негативное отношение возросло с 53% до 64%. Полагаю, что падение интереса граждан Азербайджана к Союзу вызвано присоединением к нему Армении и проблемой Карабаха. Также нужно помнить, что Азербайджан с каждым годом всё сильнее сближается с Турцией, следовательно, отдаляется от русскоязычного пространства.

Дружественные страны

В вопросе о дружественных странах наибольшим доверием пользуются страны бывшего СССР — в среднем 79% упоминаний во всех странах, участвовавших в исследовании. Наиболее низкий уровень дружественности и доверия по отношению к странам региона СНГ в 2014 году выявлен на Украине (53%).

На Украине и в Молдове за последний год наблюдался тренд в сторону снижения политической привлекательности России.

Евросоюз в качестве привлекательной страны заметно чаще среднего упоминали жители Украины, Молдовы и Грузии, причём если в Молдове и Грузии показатель за прошедший год несколько снизился, то на Украине, напротив, произошло его увеличение (с 36% до 48%).

Следует отметить также значительное снижение за год упоминания Евросоюза в Армении (с 38% до 16%), что свидетельствует о том, что если не подогревать интерес масс к европейской интеграции, то она без поддержки СМИ быстро теряет привлекательность.

Страны «остального мира» чаще среднего упоминались респондентами в Грузии и Азербайджане, причём в последнем случае произошёл заметный рост показателя (с 51% до 70% за последний год). Для азербайджанцев традиционно наиболее дружественным и надёжным партнёром является Турция (66% ответов), а для жителей Грузии — США (52% ответов). Напротив, наблюдается заметное снижение упоминания «других стран» в Узбекистане (с 63% до 33%).

В пределах постсоветского пространства самую высокую «дружественность» имеет Россия — её поставили на первое место по частоте упоминания в качестве «страны-друга» респонденты из семи стран. Наиболее высоки доли считающих Россию дружественной страной в Армении (87%), Беларуси (83%) и странах Центральной Азии (81–86%). На первое место в ответах респондентов Россия не попала в трёх странах — в Азербайджане (здесь Россию (21%), как и год назад, в качестве «страны-друга» опередили Грузия и Украина) и в Грузии. В Грузии на первое место попала Украина (59%), далее идёт Азербайджан (42%). Респонденты Грузии назвали Россию дружественной страной лишь в 7% случаев. Это несколько ниже, чем в 2013 году (тогда было 9%).

На Украине зафиксировано резкое снижение упоминаний России в качестве дружественной страны — с 54% до 24%, в результате чего Россию в статусе «страны-друга» опередили Беларусь (29%) и Грузия (26%), хотя год назад Россия лидировала. Можно отметить также значимое снижение доли считающих Россию дружественной страной в Кыргызстане (с 93% до 81%) и Молдове (с 72% до 56%).

Примечательно, что Грузию, Украину и Молдову, как страны, тянущиеся к Евросоюзу, в последние годы сотрясают практически непрерывные политические кризисы, а все три республики являются парламентскими, то есть управляемые олигархией посредством прослойки из политического класса.

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.