После переговоров в Сочи и предотвращения эскалации карабахского конфликта Армения перешла к наступательной внешнеполитической стратегии. В период с конца лета — начало осени премьер-министр страны Овик АБРАМЯНвстретится со своими коллегами из Грузии, России и Ирана. Причем интересно, что если первые две делегации прибудут в Армению, то для переговоров с иранской стороной АБРАМЯН совершит визит в Тегеран. 

Переговоры по-соседски?
Встреча с грузинской стороной носит для Армении стратегический характер. Грузия является транзитной зоной между Россией и готовящейся ко вступлению в Таможенный и Евразийский экономический союзы Арменией. Однако Тбилиси сделал свой выбор в сторону Европейского союза, ввиду чего на повестку вышел вопрос о визовом режиме.

Ереван также интересует сотрудничество Грузии по линии Азербайджан-Турция, которое, судя по последней встречи глав оборонных ведомств в Нахичеване, не сбавляет оборотов.

Немаловажно отметить и тот факт, что в период эскалации конфликта на линии соприкосновения армяно-азербайджанских войск, ряд СМИ растиражировали грузинский фактор в карабахском вопросе. Особое значение предается и абхазо-грузинскому участку железной дороги, в запуске которой крайне заинтересована армянская сторона.

Интересно, что премьер-министр Грузии Ираклий ГАРИБАШВИЛИпланирует в ходе своего визита в Армению встретиться не только с коллегой Овиком АБРАМЯНОМ, но и с президентом страны Сержем САРГСЯНОМ. Видимо, стороны готовятся к переговорам с результатом.

Едва ли Грузия изменит свою внешнеполитическую стратегию. Пока она сулит Тбилиси больше выгод. Разве что возникают проблемы для сельского хозяйства страны, особенно ввиду появившихся для Армении и Азербайджана возможностей поставлять на российский рынок и свою продукцию.

Тем не менее, отступать в Грузии не намерены, да и в условиях нерешенного вопроса с Абхазией и Южной Осетией, едва ли можно себе представить Грузию, соглашающуюся на интеграцию с Таможенным и Евразийским экономическим союзами.

Однако в эти проекты вступает региональный сосед, исторически связанный с Грузией многими событиями. Возникающие ввиду столкновения двух полюсов интеграции противоречия вполне могут стать предметом для переговоров и торгов. Тем более, не стоит забывать о Джавахетских армянах, воспринимающихся в Тбилиси как национальное меньшинство, которое, однако, может создать политическую смуту.

По всей видимости, первичным станет вопрос визового режима. Вряд ли стороны придут к каким-то сенсационным решениям, но повод для предположений и разговоров будет дан.

Но особое внимание будет уделено вопросу железно-дорожного сообщения. Армения, да и Россия крайне заинтересованы в возобновлении железнодорожного сообщения по маршруту Россия-Абхазия-Грузия-Армения, с последующим выходом на Иран.
Для Еревана проект значим в первую очередь в связи с той геополитической изоляцией, в коей республика пребывает. Но также важен аспект прений с Азербайджаном, видящего свой вариант взаимодействия с Ираном.

Россия тоже видит в запуске этого проекта большие выгоды для своей политики в регионе. В первую очередь, речь идет об экономических интересах. Кроме того, запуск ж/д сообщения внесет позитивные коррективы в российско-грузинский переговорный процесс по вопросу Абхазии и Южной Осетии.

Понятно, что повязанная энергетическими и инфраструктурами проектами в рамках оси Баку-Тбилиси-Анкара, Грузия едва ли даст свое согласие. Тем не менее, будучи транзитной зоной для многих региональных проектов, Грузия заинтересована в повторении турецкой модели внешне политической стратегии.

Связующее звено?

Визит российского премьер-министра Дмитрия МЕДВЕДЕВА в Армению в первую очередь будет связан с вопросом вступления Армении в Таможенный и Евразийский экономический союзы. По-прежнему существует перечень неразрешенных вопросов, причем не только экономического плана, но и политического.

Визит также значим и ввиду очередного витка нарастания в республике прозападной оппозиции, что выглядит провокационно особенно ввиду не совсем популярных реформ, предпринятых как предшественником АБРАМЯНА, так и им самим.

На повестке, судя по всему, будет вопрос российских инвестиций в экономику Армении, таможенной границы между Арменией и Нагорным Карабахом, ситуация с российской военной базой в Гюмри.

В общем, можно бы было смело сказать, что переговоры будут типовые. Однако на фоне событий на Южном Кавказе российско-армянские отношения за последнее время все больше приобретают особый оттенок. Можно предположить, что Москва задействует Ереван как связующее звено в цепи региональных процессов.

Россия заинтересована в положительных результатах переговоров армянской стороны с Грузией и конечно видит перспективы в усилении армяно-иранского сотрудничества.

И скорей всего в ходе встречи стороны обсудят не только тактические задачи, но и стратегически новую роль Армении в регионе.

Иран всему голова?

Переговоры с иранской стороной наиболее важны для Армении в условиях расширяющихся возможностей Тегерана в регионе. Армяно-иранские отношения долгое время развивались по узкому кругу вопросов. Теперь взаимодействие обрастает интригующими подробностями.

Для Армении переговоры важны в нескольких областях. В первую очередь, речь идет об инфраструктурных проектах. Как уже отмечалось, Армения, равно как и Россия заинтересованы в транспортной артерии, «прошивающей» регион и связывающей Россию и Иран.

Во-вторых, Еревану важно закрепить отношения с Тегераном по геополитическим соображениям, выступая сдерживающим фактором для динамики азербайджано-иранского сотрудничества.

Кроме того, усиление сотрудничества с Ираном дает Армении политические козыри в отношениях с Турцией. В Ереване понимают, что при интересе трех региональных держав к Южному Кавказу, особенно Турции и Ирана, крайне важно сохранение баланса сил, когда ни одна из сторон не может задавать тренд процессам. Политику «разделяй и властвуй», пожалуй, Армения освоила неплохо.

Но и главный вопрос, который волнует Ереван — это иранская система газопроводов IGAT. Дело в том, что проект газопровода IGAT-1 в случае своего запуска может поставлять газ как в Азербайджан, так и Армению. С учетом тех раскладов, которые сегодня существуют вокруг нефтегазовой стратегии Ирана, Еревану крайне важно обозначить свою позицию и по возможности прийти к каким-то договоренностям.

Предстоящую серию переговоров имеет смысл рассматривать как последовательные звенья одной цепи. Армения готовится не только к участию в интеграционных проектах, но и осваивает новую геополитическую роль: как проводника российских интересов в регион, так и одного из элементов по поддержанию в регионе политики сдержек и противовесов.

Тем не менее, для успешности начатой кампании Еревану необходимо стабилизировать внутриполитическую обстановку, для чего, к сожалению, мало наличия внешних врагов.

Армении необходимо выторговать себе наиболее удачные экономические условия присутствия в ТС и ЕАЭС, что объясняет нервную реакцию на сближение Москвы и Азербайджана, а также на политику Москвы в отношении Турции.

Закрепляя за собой новую, в чем-то даже посредническую роль, Ереван ждет ответного «реверанса» со стороны Кремля. Насколько успешно будет развиваться новая стратегия покажут итоги переговоров.

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.