Левон Айрапетян в Басманном суде. Фото: .interfax.ruСотрудники ФСБ задержали 15 июня в аэропорту Домодедово прямо у трапа самолета одного из самых богатых армян мира, крупного предпринимателя и общественного деятеля Левона Айрапетяна. Его обвинили в растрате и легализации денежных средств, полученных преступным путем. 17 июля Басманный суд Москвы санкционировал содержание Айрапетяна под стражей до 15 сентября.
 
Основанием для задержания стали показания экс-сенатора от Башкирии Игоря Изместьева, приговоренного в декабре 2010-го года к пожизненному заключению за серию особо тяжких преступлений.

Он заявил о якобы имевшей место причастности Айрапетяна к продаже в апреле 2009 года Уралом Рахимовым «Башнефти» структурам АФК «Система». Около полутора месяцев назад Изместьева, чью успешную карьеру объясняют связями с семьей бывшего президента Башкирии Муртазы Рахимова (с ним его познакомил Айрапетян), доставили из колонии «Белый лебедь» в следственный изолятор «Матросская тишина». Там он и раскрыл новую информацию. 

Who is Mr. Айрапетян

Председатель совета директоров издательского дома «Собеседник» Левон Айрапетян, считающийся одним из самых богатых в мире бизнесменов армянского происхождения, начинал карьеру как журналист. Работал в журнале «Огонек» и газете «Комсомольская правда». В последнее время проживал в Монако. Благодаря журналистике ему удалось познакомиться и установить хорошие отношения со многими влиятельными политиками и предпринимателями, в частности с покойным премьер-министром Виктором Черномырдиным и бывшим президентом Башкирии Муртазой Рахимовым.

Как рассказывают его знакомые, он, по сути, не бизнесмен, а продюсер, способный организовать что угодно. Он помогал создавать первого в России дилера GM, был миноритарием «Юниаструм банка» с Леонидом Тягачевым, когда тот был президентом Олимпийского комитета России, учредил фонд социальных услуг населению. Вместе с бывшим сотрудником управделами президента Робертом Голосным открыл бильярдный VIP-клуб «Президент» в «Президент-отеле». По мнению близких к Айрапетяну людей, фигурантом уголовного дела он стал именно благодаря партнерам.

​Знакомые Айрапетяна считают, что уголовное дело на него было заведено «благодаря» деловым партнерам 

Айрапетян известен своей широкой благотворительной деятельностью в Нагорном Карабахе, откуда он сам родом. В родном селе Ванк он отреставрировал знаменитый монастырь «Гандзасар», построил деревообрабатывающий завод, дорогу, больницу, новую школу, детсад и несколько гостиничных комплексов, строит там военное училище. Благодаря его финансовой поддержке в 2008-м году прошло беспрецедентное событие – свадьба семисот пар, каждая из которых получила от него корову и $2000. В этом году он обещал свадьбу на 1400 пар. «Каждый армянин, живущий за пределами родины, независимо от того, чем он занимается, обязан выплачивать генетическую дань армянскому народу», — объяснял свои действия Айрапетян

Именно поэтому в Армении и НКР очень болезненно восприняли арест Айрапетяна, посчитав, что за этим кроется какой-то политический подтекст.

Политические разборки?

 

Брат задержанного бизнесмена Владимир Айрапетян уверен, что в деле есть политический подтекст. «Задержание моего брата я считаю политической расправой. Управляя  на протяжении многих лет принадлежащим ему бизнесом, я уверен, что все обвинения, приписываемые Левону в российских СМИ, являются ложью… Все это явный политический заказ. Мой добившийся успеха брат никогда не страдал жаждой наживы, а имевшиеся средства направлял исключительно на развитие родины, что многим было невыгодно»,- заявил он.

​Задержание Айрапетяна – политический заказ?

Герой карабахской войны, генерал-майор Аркадий Тер-Тадевосяна (Командос)  пошел еще дальше, заявив, что арест Айрапетяна преследует цель бросить тень на армяно-российскую дружбу, поставить под сомнение целесообразность вступления Армении в Евразийский союз, а также в определенной степени повлиять на строительство Армии обороны НКР. Вот что, по его словам, наводит на мысль о первоисточнике политического заказа данного дела: «Единственным государством в мире, имеющем основания быть недовольным деятельностью Левона Айрапетяна, является Азербайджанская республика, руководство которой всегда с большой ревностью относится к успехам армянских государств».

Следует отметить, что версия причастности азербайджанкой стороны к делу Айрапетяна активно муссируется в армянских СМИ и соцсетях, а также рассматривается разными политическими общественными силами.

​В армянских СМИ активно обсуждают тему причастности Азербайджана к аресту

Экономический подтекст?

Но если в Армении уверены в политическом подтексте ареста Айрапетяна, то в российских СМИ обсуждают причины экономические. Одной версией ареста Айрапетяна может быть борьба за «Башнефть». Изместьев  заявил о якобы имевшей место причастности Айрапетяна к продаже этой компании в апреле 2009 года Уралом Рахимовым, которую тот возглавлял три года, структурам АФК «Система». АФК, заплатив $2 млрд, увеличила свою долю в шести предприятиях башкирского ТЭКа — «Башнефти», «Уфанефтехиме», «Новойле», «Уфаоргсинтезе», Уфимском НПЗ и «Башкирнефтепродукте» — до контрольной.

Следственный комитет России начал расследование обстоятельств консолидации бумаг и активов компании в начале-середине 2000-х. На прошлой неделе был наложен арест на 71,8% акций «Башнефти», которые принадлежат АФК «Система». Это ставит под угрозу запланированное на осень SPO (вторичное размещение на рынке акций. SPO проводят компании, акции которых уже торгуются на бирже) «Башнефти» на $1-2 млрд.

Как пишет «Коммерсант», на рынке считают, что проблемы «Башнефти» могут быть связаны с желанием других крупных игроков купить компанию, от чего как раз и призвано защитить SPO. Участники рынка не раз говорили о подобном интересе к нефтяному гиганту со стороны «Роснефти».

Другая версия связывает арест Айрапетяна с желанием бывшего президента Башкирии Муртазы Рахимова вернуться в политику.

Реакция властей Армении и НКР

На фоне всеобщей поддержки Айрапетяна и уверенности в его невиновности,высказанной со стороны общественности Армении и диаспоры, в частности Союза армян России, интересна реакция на дело официального Еревана и Карабаха. Если власти НКР с первого дня говорили о своей поддержке Айрапетяна и даже выступили с заявлениями, то армянские власти, которые не раз подвергались критике со стороны арестованного, заняли более сдержанную позицию. 

​Почему Ереван сдержанно отреагировал на арест Айрапетяна? 

Вероятно, это было обусловлено довольно ограниченными возможностями армянских властей оказать помощь гражданину другого государства в рамках уголовного дела. Но политики не смогли доходчиво донести это до общества.

«Мы очень благодарны нашим благотворителям, но если человек нарушает закон и его арестовывают, что мы можем сделать? Когда суд вынесет вердикт, тогда и узнаем, виновен Айрапетян или нет. Если человек нарушил закон и его арестовали, это уже не мое дело, это в компетенции правоохранительных органов», – заявил журналистам премьер-министр Армении Овик Абрамян.

Однако уже через несколько дней, вероятно, осознав негативную реакцию общества, глава правительства выступил с новым заявлением: «Моя поддержка будет моральной. Я готов в рамках своих возможностей помочь ему. Я высоко ценю благотворительность Левона Айрапетяна в Нагорном Карабахе»

Что может сделать Армения?

Как отметил в интервью «Кавказской политике» директор армянского филиала Института стран СНГ, политолог Александр Маркаров, на практике, если речь идет об уголовном деле негражданина Армении за пределами страны, страна официально не вмешивается в уголовный процесс. «В данном случае, если мы будем трактовать то, что происходит с Левоном Айрапетяном в рамках уголовного дела, которое заведено не только по отношению него – как вы помните, там достаточно масштабное уголовное дело, связанное отнюдь не с этнической принадлежностью данного бизнесмена. С этой точки зрения Республика Армения не является субъектом данного уголовного дела и самого процесса. Исходя из сложившейся практики и содержания дела, я не думаю, что Армения заявит некую свою официальную позицию», —  заявил он.

По его словам, он рассматривает данный вопрос, скорее, в рамках уголовного судопроизводства по отношению к конкретному человеку, не увязывая его с армяно-российскими отношениями.

В свою очередь один из ведущих в Армении специалист в области международного права Виген Кочарян отметил, что  сама по себе практика оказания правовой помощи гражданину другого государства широко не распространена. «Если данный человек является гражданином другой страны, то известные международному праву так называемые механизмы «дипломатической защиты» не могут действовать. И подход должен быть следующим – в рамках правовых процедур соответствующего государства можно содействовать организации защиты данного человека. Однако в общем международное право, как правило, не предусматривает подобное вмешательство»,- заявил он «Кавказской политике». 

 

При этом он обратил внимание на то, что во время президентства Дмитрия Медведева в Уголовно-процессуальный кодекс РФ были внесены поправки, запрещающие брать под стражу лиц, совершивших экономические преступления в ходе своей же предпринимательской деятельности, и Айрапетян подпадает под действие этих поправок. 

 

«Что касается конкретного дела, то этот человек является известным общественным деятелем и предпринимателем, и вряд ли у него были бы желание или возможности скрыться от следствия или создать другие проблемы. И немного вызывает вопросы применение подобной меры пресечения к довольно пожилому и больному человеку», — сказал Кочарян.

​У Айрапетяна проблемы со здоровьем: отнюдь не молодой мужчина болен сахарным диабетом, а также недавно перенес инсульт

Следует отметить, что у Айрапетяна есть серьезные проблемы со здоровьем. Он недавно перенес инсульт и постоянно нуждается в инсулине, так как болен сахарным диабетом.  Адвокаты утверждают, что после задержания его здоровье ухудшилось.

 

«Кроме того, есть еще соответствующие нормативные акты, есть перечень заболеваний, утвержденных законодательством, при которых запрещается применять к людям предварительное заключение. И, насколько мне известно, соответствующая  процедура медицинского осмотра по требованию адвокатов инициирована. Но вопрос в том, что, насколько я понимаю, этот процесс будет длиться две недели, пока заключение не будет вынесено и утверждено, что, согласитесь, тоже немалый срок»,- заметил в этой связи Кочарян.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.